Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое противостояние влиянию

Внутренняя мобилизация

Внутренняя
мобилизация подразумевает активизацию
собственных ресурсов в ситуациях, когда
происходит навязывание чужой воли.
Такими ресурсами являются жизненный
тонус, положительные эмоции, позитивное
самовосприятие и уверенность в себе.
Внутренняя мобилизация способствует
эффективному противостоянию нападению,
внушению, заражению, попыткам вызвать
благосклонность.

Внутренняя
мобилизация может обеспечиваться
целенаправленным использованием
психологических и физиологических
стимулов: горячего душа или сауны,
определённого режима питания и сна,
чтения любимых книг, просмотра определённых
кинофильмов, встреч с определёнными
людьми и т.п.

Внутренняя
мобилизация также может обеспечиваться
эмоциональной регуляцией. Противостояние
нежелательному влиянию с помощью
эмоциональной регуляции состоит: 1) в
способности сохранять спокойствие в
эмоциогенных ситуациях; 2) в преобразовании
негативных эмоций в позитивные (страха
и гнева в юмор, тревоги в удивление); 3)
в преобразовании астенических эмоций
в стенические (страх и депрессия могут
быть преобразованы в гнев).

Возможные варианты ответов в технике английского профессора:

— Если я сделаю
это, то это буду уже не я…

— Это не согласуется
с моими представлениями о себе.

— Я ценю некоторые
свои странности и предрассудки, потому
что они помогают мне находить неординарные
решения.

Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:

— Что в моём
предложении кажется Вам самым уязвимым
для критики?

— Что нужно
изменить?

— Что бы ты
посоветовал?


Другой вариант
техники бесконечного уточнения ‑
подробное объяснение партнёру своей
позиции. Условно его можно назвать
«самоуточнение».

Возможные варианты ответов в технике самоуточнения:


Видишь ли, меня действительно легко
задеть, причём по трём причинам. Во-первых,
я стараюсь стремиться к совершенству.
Во-вторых, любые промахи и неудачи вводят
меня в состояние необычайной тоски. В-
третьих, я чрезвычайно тонкий и
проницательный человек.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Почему императивное,
    силовое влияние называется исследователями
    примитивным?

  2. Какие осознаваемые
    и неосознанные цели преследует инициатор
    психологического нападения?

  3. Какие существуют
    средства психологического нападения?
    Дайте им краткую характеристику.

  4. Что представляет
    собой принуждение и в каких формах оно
    может осуществляться?

  5. В каких случаях
    принуждение может быть оправдано?

  6. Какие последствия
    для адресата влияния имеют психологическое
    нападение и принуждение?

  7. В чём основное
    отличие манипуляции от силового влияния?

  8. Назовите известные
    вам тактики и приёмы манипулирования.
    Приведите примеры.

  9. Какие
    социально-психологические условия
    жизни и проблемы современных людей
    привели к широкому распространению
    манипуляций в межличностном общении?

  10. Каковы основные
    признаки конструктивного влияния?

  11. Почему конструктивное
    влияние выполняет развивающую функцию
    и для адресата и для инициатора влияния?

  12. Какими качествами
    и способностями обладает человек,
    оказывающий на других конструктивное
    влияние?

Информационный диалог

Информационный
диалог– прояснение позиции партнёра
и собственной позиции путём обмена
вопросами и ответами, сообщениями и
предложениями.

Целью использования
информационного диалога является поиск
информации. Это разговор по существу
дела. В каждом обращении партнёра
отыскивается та суть, которая имеет
отношение к обсуждаемому делу, всё
остальное опускается.

Если партнёр идёт
на обсуждение вопроса по существу,
постепенно отказываясь от манипуляции,
противостояние можно считать успешно
завершённым: манипуляция оказалась
преобразованной в информационное
обсуждение.

Литература

  1. Ананьев Б.Г.
    Психология педагогической оценки //
    Избр. психол. труды. – М., 1980.

  2. Бернс Р. Развитие
    Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

  3. Добрович А.Б.
    Воспитателю о психологии и психогигиене
    общения. – М., 1987.

  4. Зимняя И.А.
    Педагогическая психология: учебное
    пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.

  5. Крупенин А.Л.,
    Крохина И.М. Эффективный учитель.
    Практическая психология для педагогов.
    – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.

  6. Лефрансуа Г.
    Прикладная педагогическая психология.
    ‑ СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.

  7. Реан А.А, Коломинский
    Я.Л. Социальная педагогическая психология.
    ‑ СПб.: «Питер», 2000.

  8. Роджерс К.Р. Взгляд
    на психотерапию. Становление человека.
    – М.: «Прогресс», «Универс», 1994.

  9. Сидоренко Е.В.
    Тренинг влияния и противостояния
    влиянию. – СПб.: Речь, 2002.

  10. Столяренко Л.Д.
    Педагогическая психология. – 2-е изд.,
    перераб и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс»,
    2003.

  11. Стоунс Э.
    Психопедагогика. – М., 1984.

  12. Тарабакина Л.В.
    Эмоциональный мир подростка: Монография.
    – М.: Прометей, 2006.

Предлагаем ознакомиться  Сочинение на тему “Как, по-вашему, месть – это проявление мужества или трусости?”

Окончание отрывка

«Многие, доведённые
до такого состояния Сократом, больше к
нему не подходили: Сократ считал их
тупицами. Но Евтидем сообразил, что ему
нельзя стать сколько-нибудь известным,
если он не будет как можно чаще пользоваться
обществом Сократа; поэтому он больше
не отходил от него, кроме случаев крайней
необходимости; кое в чём он даже подражал
Сократу в его образе жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Подкрепление как метод педагогического влияния

Подкрепление –
вознаграждение желательного поведения
с целью его повторения и закрепления в
опыте.

В распоряжении
учителей – большое количество
подкреплений, которые можно разделить
на внешние ивнутренние.

Внешнее подкрепление– подкрепление, которое осуществляется
извне. Оно напрямую контролируется
учителем. К внешним подкреплениям
относятсяпохвала, высокие отметки,
улыбки, одобрение, уважение, внимание
взрослых и сверстников, предоставление
автономии, деньги, материальные ценности
и т.п.

Внутреннее
подкрепление– подкрепление, которое
исходит от самого человека. К внутренним
подкреплениям относятсяудовольствие
от процесса работы,удовлетворение
потребности в новых знаниях,удовлетворение и ощущение достижения
и успеха,соответствие поведения
внутренней системе ценностей, осознание
личностного роста.


В бихевиористской
модели педагогического влияния были
сформулированы принципы применения
подкрепления.

Применение техники испорченной пластинки

Женщина
решает для себя что-либо определённо,
например: «Я не хочу сегодня обсуждать
этот вопрос, потому что мне нужно заняться
своими делами». Затем она просто заявляет
об этом и продолжает повторять свою
фразу, пока сообщение не дойдёт до
адресата. Нужно опасаться отвлечения
на побочные темы, например: «Я учитываю
то, что тебе сегодня удобно обсудить
этот вопрос, но мне действительно нужно
сделать свои дела».

В этой технике
важна интонация. Как в пластинке, которую
«заело», фраза должна произноситься
каждый раз с одной и той же интонацией.
Техника испорченной пластинки использует
также известное правило трёх С – скажи
три раза, чтобы тебя поняли.

Принципы применения подкрепления

  1. Эффективность
    как подкрепления, так и наказания
    поведения зависит от индивидуальных
    особенностей ученика.
    Например,
    внимание сверстников в целом служит
    сильным подкреплением, но очень
    замкнутые, застенчивые ученики могут
    воспринимать внимание сверстников как
    наказание.

  2. Необходимо
    использовать достаточное количество
    подкреплений для того, чтобы влиять на
    поведение.
    На начальном этапе научения
    какому-либо поведению необходимо
    использовать подкрепление как можно
    чаще. Для этого выполнение задания
    делится на мелкие шаги, каждый из которых
    можно подкреплять отдельно (принцип
    программированного обучения Б. Скиннера).

  3. Когда научение
    поведению произошло, подкрепление
    должно происходить время от времени.
    Отсутствие внешних подкреплений
    может привести к исчезновению полезной
    привычки у ребёнка.

  4. Подкрепление
    или наказание должно быть непосредственно
    связано с желательным (или нежелательным)
    поведением.
    Учителя должны преследовать
    ограниченное число чётко осознаваемых
    целей для того, чтобы подкреплять
    поведение, соответствующее этим целям,
    а ученики должны понимать, за что их
    награждают (наказывают).

  5. Подкрепление
    должно быть последовательным.
    Ученик
    должен точно знать, какое его поведение
    будет обязательно поощрено, и какое
    будет наказано.

  6. Подкрепление
    должно следовать непосредственно за
    поступком.
    Отложенное вознаграждение
    или наказание гораздо менее эффективно,
    чем непосредственное. Например, учителю
    необходимо по возможности быстрее
    сообщать ученикам о результатах
    контрольной работы.

Предлагаем ознакомиться  Особенности проявления свойств темперамента на разных возрастных этапах

Программа зачёта

  1. Дать определение
    понятию «психологическое влияние».
    Найти сходства и различия понятий
    «влияние», «власть», «лидерство».

  2. Зарубежные
    теории влияния.

  3. Исследование
    влияния в отечественной психологии.

  4. Характеристика
    различных видов влияния.

  5. Психологические
    принципы влияния по Р. Чалдини.

  6. Характеристика
    принципа взаимного обмена.

  7. Характеристика
    принципа обязательства и последовательности.

  8. Характеристика
    принципа социального доказательства.

  9. Характеристика
    принципа благорасположения.

  10. Характеристика
    принципа авторитета.

  11. Характеристика
    принципа дефицита.

  12. Каковы критерии
    классификации видов влияния, по Е.
    Сидоренко? Описать данную классификацию.

  13.  Деструктивные
    виды психологического влияния.

  14. Метод психологического
    нападения, формы нападения, способы
    контрвлияния.

  15.  Метод
    психологического принуждения, формы
    принуждения, способы контрвлияния.

  16. Понятие и признаки
    манипуляции.

  17. Причины
    манипуляции.

  18.  Распознавание
    и защита от манипуляции.

19.
Конструктивные виды влияния.

20.
Контраргументация. Техники
контраргументации. Правила и условия

эффективности
аргументации.

21. Спорные виды
влияния.

 22.
Самопродвижение как метод психологического
влияния.

23. Заражение
как метод психологического влияния:
понятие, факторы, формы.

24. Внушение
как метод психологического влияния:
понятие, отличие внушения и заражения,
факторы и виды.

25. Пробуждение
импульса к подражанию как метод
психологического влияния: понятие,
виды, законы, условия эффективности.   

26. Просьба
и игнорирование как методы психологического
влияния.

27. Самопрезентация
как метод психологического влияния.
Стратегии самопрезентации.

28. Формирование
благосклонности целевой персоны как
метод психологического влияния.

29. Харизма
и обаяние как личностные факторы влияния.

30. Методы
цивилизованного противостояния влиянию:
мониторинг эмоций.

31.
Методы цивилизованного противостояния
влиянию: психологическое самбо.

32.
Дополнительные способы противостояния
влиянию: энергетическая мобилизация,
творчество, уклонение и отказ.

33.
Методы цивилизованного противостояния
влиянию: информационный диалог,
конструктивная критика и цивилизованная
конфронтация.

34. Педагогическое
влияние: понятие и психологические
закономерности.

Творчество


Творчество
предполагает совершение непредсказуемых,
оригинальных поступков и действий.
Творчество особенно эффективно для
противостояния попыткам вызывать
стремление к подражанию. Для этого
необходимо развивать у себя потребность
в самовыражении.

Подражанием,
вольным или невольным, проникнута вся
наша жизнь. С детства в нас глубоко
укореняется привычка следовать чужим
образцам. Этому способствует существующая
система образования и воспитания.
Негативным последствием такого поведения
становится бездумное следование
навязываемым образцам, некритичное их
усвоение, неспособность проявлять
самостоятельность, лень, отсутствие
оригинальности, самобытности в жизни.

Если внутренняя
потребность в творчестве сама не
актуализируется в нас, когда кто-то
другой призывает нас к подражанию,
остаётся выход – придумать что-то
другое, иное, не такое, как нам предлагают
или даже навязывают. Пусть это будет
творчество от противного, или «подражание
наоборот», но только это может спасти
нас от погружения в трясину подражания
(иногда упоительную, так как человеку
свойственно упиваться переживанием
единения с другими, переживанием своей
похожести на других, своим не-одиночеством).

Техника английского профессора

В этой технике
партнёр корректно выражает сомнения
по поводу того, что выполнение чьих-либо
требований действительно не нарушает
его личных прав. Эта техника была
сформулирована Е.В. Сидоренко и получила
название в связи со случаем, произошедшим
в её жизни. Однажды она была приглашена
быть переводчиком в терапевтических
сессиях профессора из Великобритании.
Он говорил невнятно и многословно.
Понять его и перевести было очень трудно.
В перерыве состоялся такой диалог:

Е. Сидоренко.Джорж, Вы не могли бы говорить немного
медленнее и более
короткими фразами, чтобы я могла
переводить более точно?

Джорж.Боюсь,
что нет… Видите ли говорить быстро и
длинными фразами – это… это часть моей
личности.

Первоначально
реакцией автора была досада и раздражение.
Впоследствии она поняла мудрость слов
профессора, когда воспользовалась его
фразой, услышав замечание в свой адрес.


Эта техника
остановила и смягчила нападение, хотя
может быть, была эмоционально неприятной
для нападающего.

Техника внешнего согласия, или «наведения тумана»

Эта техника особенно
эффективна против несправедливой
критики или откровенной грубости. Эта
техника была описана в зарубежных
работах, посвящённых тренингу уверенности.

Каждому человеку
важно, чтобы с ним соглашались, признавали
его право на собственное мнение. Между
тем в нашей речи очень часто вместо «да»
звучит «нет», например:

Предлагаем ознакомиться  Психология курильщика жесты и держание сигареты

А. Кофе будешь
пить?

Б. Нет, ну конечно,
выпить кофе не помешало бы!

Если мы выражаем
согласие, то лучше не создавать
отрицательного психологического поля
своим «нет». Техника внешнего согласия
важна тем, что она адресована важнейшей
человеческой потребности – быть в
согласии. Когда партнёр соглашается с
нами, мы окунаемся в атмосферу тепла,
принятия, даже счастья. Это обезоруживает.
Человеку, с которым соглашаются, хочется,
чтобы с ним и дальше соглашались.

Эта техника
демонстрирует не только внешнее согласие.
Мы также проявляем готовность к согласию
и согласованному совместному движению
в решении какой-либо проблемы.

Партнёр оценит
то, что мы, по крайней мере, готовы принять
к рассмотрению его точку зрения. Мы же,
соглашаясь вначале только «внешне», на
словах, даём себе шанс постепенно найти
точки «внутреннего» согласия.

Техника испорченной пластинки

В ответ на нападение
адресат формулирует ёмкую фразу,
содержащую важное сообщение нападающему
или манипулятору. Эта фраза должна быть
такой, чтобы её можно было повторить
несколько раз, не нарушая осмысленности
разговора. Она должна содержать в себе
то, к чему собеседники придут на третьем
витке разговора. Они могли бы прийти к
этому и раньше, если бы нападающий не
был так взвинчен.

Техники конструктивной критики

Выражение сомнения
в целесообразности

— Вероятно, мы
сможем вернуться к этому вопросу через
год.

— Полагаю, что
использование Вашей идеи потребует
неоправданных затрат.

Цитирование
прошлого случая


Ссылка на аналогичные
события, ситуации и решения с описанием
тех неблагоприятных последствий, к
которым они привели.

— У нас был
аналогичный случай месяц назад. К
сожалению, оказалось, что такого рода
заказы требуют привлечения дополнительных
работников.

Ссылка на три
причины


Сообщение о том,
что предложение не может быть принято
…по трём причинам.

Три причины – это
веско. К тому же, они всегда есть. Партнёр
может использовать против них метод
разделения аргументов. Когда человек
говорит «по трём причинам», он сам
структурирует своё отношение к
предложению. Это очень ценное упражнение
для ума и действительная проверка
предложения на эффективность.

— Я не согласен
взять Иванова на эту должность. Он ещё
не прошёл испытательного срока. Это
раз. Он допустил несколько ошибок. Это
два. И он муж одной из сотрудниц, а я
против семейственности. Это три.

Конструктивная
критика – это, в сущности, контраргументация,
которая может совершаться в технике
перелицовки, разделения аргументов
партнёра или развёртывания собственных
аргументов. Выражение сомнений в
целесообразности и цитировании прошлого
случая – это методы развёртывания
собственных аргументов.

Цивилизованная конфронтация

Конфронтация –
противопоставление собственной силы
силе партнёра с целью заставить его
считаться с нами, перестать нас
игнорировать.

Это самое мощное
средство противостояния влиянию. Способ
является оправданным в тех случаях,
когда инициатор влияния использует
такие неконструктивные способы
воздействия, как манипуляция, деструктивная
критика, игнорирование или принуждение.


Конфронтация, по
мнению когнитивного психотерапевта
А.Бека, может выполнять полезную функцию.
Вступая в конфронтацию, мы даём другому
человеку и самим себе возможность
изменить, улучшить наши взаимоотношения,
в то же время уважая свою собственную
потребность выражать дискомфорт.

А. Бек считает, что
есть риск конфронтации и риск избегания
конфронтации.

Риск конфронтации:

  • отношения портятся;

  • тоска;

  • сотрудничество
    будет разрушено.

Риск избегания
конфронтации:

  • может возникнуть
    ещё более сильный конфликт;

  • пагубные последствия
    и для организации, и для психологического
    благополучия участников взаимодействия
    [Beck A.,1988. P. 14 – 15; цит., по Сидоренко, 2002,с.123]

По А. Беку, для
того, чтобы решить, вступать ли в
конфронтацию, нужно сначала ответить
себе на несколько вопросов.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector