Вопрос 2
Коммуникативная сторона общения:
Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.
Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).
В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.
Виды невербальных средств общения:
- Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
- Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
- Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
- Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).
Вопрос 3.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией.
Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
6 стр., 2802 слов
Вопрос 4.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):
Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности.
Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа.
13 стр., 6122 слов
Вопрос 7
Механизм групповой динамики:
- Важнейшим из процессов, относящихся к групповой
динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.
- Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия
групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.
- Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о
таком понятии как коллектив, происходит его образование.
Феномены взаимодействия личности и группы:
Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.
- межличностная ориентация (оценка руководством наименее
предпочтительного сотрудника).
- авторитарность – директивное поведение, стремление к
контролю над действиями участников.
- социальная сензитивность характеризует способность
личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.
- стремление к власти соотносится с поведением членов
группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.
- надежность – ответственность, уверенность в себе,
самоуважение.
- эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и
личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.
Понятие об общении. роль общения в жизни и деятельности человека
… друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В … » между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает …
Понятие, виды и функции общения
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения.
Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Общение – сложный, многофакторный процесс, включающий:
- формирование определенных образов и моделей поведения;
- взаимодействие людей;
- взаимное влияние людей друг на друга;
- обмен информацией;
- формирование отношений между людьми;
- взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
- формирование внутреннего образа «Я» человека.
Специалисты выделяют следующие формы общения:
- — осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.).
- — связано с использованием специальных средств: телевидения, радио, телефона и др. для организации общения и обмена информацией.
- Прямое — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».
- — предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
- Межличностное — связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
- Массовое — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).
В психологии выделяется три основных типа межличностного общения:
1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.
2.Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его.
3.Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
- «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
- Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
- Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
- Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
- Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
- Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Выделяют следующие функции общения:
1) Прагматическая функция – отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;
2) Функция формирования и развития – отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
3) Функция подтверждения – дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;
4) Функция объединения-разъединения людей – с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
5) Функция организации и поддержания межличностных отношений – служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;
6) Внутриличностная функция – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.
Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.
Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:
1) Коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
2) Интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
3) Перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга, с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Похожие работы
- Психология общения: понятие, виды и функция общения
- Психология общения: понятие, виды и функции
- Психология общения: понятие, виды и функции общения
- Психология общения
- Психология общения: восприятие в процессе общения
- Психология общения (Вариант №10)
- Психология общения: определение, виды и функции
- Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
- Психология общения
- Психология общения: виды, понятие общение
- Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
- Психология общения: понятие, виды, определение
- Психология общения: понятие, ошибки восприятия
- Психология общения (функции общения и тест)
- Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
- Психология общения: роль восприятия в процессе общения
Практикум
Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать
Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.
Примеры:Гендерные стереотипы:
- женщины — слабый пол;
- женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
- женщина не может быть руководителем;
- все женщины хотят одного — выйти замуж;
- мужчины — сильный пол;
- мужчины не плачут;
- все мужья изменяют женам и др.
Возрастные стереотипы:
- все дети — чисты душой;
- все подростки — «трудные»;
- молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
- сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
- пожилые люди — консерваторы;
- старики — ворчуны и др.
Этнические стереотипы:
- американцы — честолюбивы;
- прибалтийцы — медлительны;
- англичане — консервативны;
- французы — любвеобильны;
- китайцы — предприимчивы и др.
Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать
Пример:
Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.
Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.
Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.
Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.
Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.
В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.