Реферат: «Формы воздействия (влияния) на партнеров общения»

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией.

Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

6 стр., 2802 слов

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа.

13 стр., 6122 слов

Вопрос 7

Механизм групповой динамики:

  1. Важнейшим из процессов, относящихся к групповой

динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.

  1. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия

групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.

  1. Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о

таком понятии как коллектив, происходит его образование.

Феномены взаимодействия личности и группы:

Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.

  • межличностная ориентация (оценка руководством наименее
Предлагаем ознакомиться  мой муж жмот...что делать?

предпочтительного сотрудника).

  • авторитарность – директивное поведение, стремление к

контролю над действиями участников.

  • социальная сензитивность характеризует способность

личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.

  • стремление к власти соотносится с поведением членов

группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.

  • надежность – ответственность, уверенность в себе,

самоуважение.

  • эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и

личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.

Понятие об общении. роль общения в жизни и деятельности человека

… друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д. Главную роль в общении играет речь. В … » между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает …

Понятие, виды и функции общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находит­ся вне общения.

Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение – сложный, многофакторный процесс, включающий:

  • формирование определенных образов и моделей поведения;
  • взаимодействие людей;
  • взаимное влияние людей друг на друга;
  • обмен информацией;
  • формирование отношений между людьми;
  • взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
  • формирование внутреннего образа «Я» человека.

Специалисты выде­ляют следующие формы общения:

  • — осуществляется с помощью ор­ганов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т.д.).
  • — связано с использо­ванием специальных средств: телевидения, радио, телефона и др. для организации общения и обмена информацией.
  • Прямое — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты — мне, я — тебе».
  • — предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
  • Межличностное — связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.
  • Массовое — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

В психологии выделяется три основных типа межличностного об­щения:

1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достиже­ние контроля над его поведением, мыслями, а также принужде­ние к определенным действиям и решениям. В данном случае парт­нер по общению рассматривается как бездушный объект воздей­ствия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пас­сивной, «страдательной» стороной.

2.Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намере­ний осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объеди­няет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Императивная и манипулятивная формы межличностного об­щения относятся к монологическому общению. Человек, рассмат­ривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его.

3.Диалогическое общение является альтернативой императив­ному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фик­сированной на себе установки к установке на собеседника, реаль­ного партнера по общению.

Предлагаем ознакомиться  Как выгодно преподнести свои навыки в резюме

Диалогическое общение предполагает внимательное отноше­ние к собеседнику, к его вопросам.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором от­сутствует стремление понять и учесть особенности личности собе­седника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливо­сти, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
  2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
  3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общают­ся, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в по­добных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не име­ют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
  4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, об­ман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимо­сти от особенностей личности собеседника.
  5. Духовное межличностное общение между людьми, при кото­ром раскрываются глубинные структуры личности. Духовное об­щение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  6. Деловое общение, направленное на согласование и объедине­ние усилий людей с целью налаживания отношений и достиже­ния общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

Выделяют следующие функции общения:

1) Прагматическая функция – отражает потребностно-мотивационные причины общения и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) Функция формирования и развития – отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

3) Функция подтверждения – дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) Функция объединения-разъединения людей – с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) Функция организации и поддержания межличностных отношений – служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) Внутриличностная функция – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.

Предлагаем ознакомиться  Общение с начальником: основные правила

Изучение процесса общения показало, насколько это слож­ное, многообразное явление и позволило выделить структуру об­щения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

1) Коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и при­еме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивной, заключающейся в организации межличност­ного взаимодействия, т.е. когда участники общения обменивают­ся не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) Перцептивной, которая проявляется через восприятие, пони­мание и оценку людьми друг друга, с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Похожие работы

  • Психология общения: понятие, виды и функция общения
  • Психология общения: понятие, виды и функции
  • Психология общения: понятие, виды и функции общения
  • Психология общения
  • Психология общения: восприятие в процессе общения
  • Психология общения (Вариант №10)
  • Психология общения: определение, виды и функции
  • Психология общения: виды и функции, ошибка восприятия
  • Психология общения
  • Психология общения: виды, понятие общение
  • Психология общения: раскрытие понятия, видов и функций общения
  • Психология общения: понятие, виды, определение
  • Психология общения: понятие, ошибки восприятия
  • Психология общения (функции общения и тест)
  • Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии
  • Психология общения: роль восприятия в процессе общения

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры:Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector