Ассоциации к слову ФОРМИРОВАНИЕ (словарь ассоциаций русского языка)

Описание предметов

Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.

Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.

«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Ассоциативное мышление, его определения, характеристики и упражнения для развития

Мышление с помощью ассоциаций присуще абсолютно каждому из нас. Но вот как правильно работать с ними знает далеко не каждый. Давайте вместе разберемся в том, как же построение связей между словами помогает нам в жизни, а главное – как развить ассоциативное мышление.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Друдлы

Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Правильно поставленная задача — половина успеха. И неважно, кто это сказал. Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.
Предлагаем ознакомиться  Паллиативная помощь: что это, кому она нужна и как ее получить

Как они работают?

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

Как развить ассоциативное мышление

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

  • стимулирует работу клеток мозга;
  • увеличивает объем памяти;
  • облегчает восприятие незнакомой информации;
  • способствует развитию новых смысловых связей;
  • позволяет генерировать незаурядные идеи;
  • улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.

По возможности развитие необходимо начинать с раннего детства.

Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.

Как составить цепь ассоциаций?

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчество — картина — краска — ворс — буйвол — луг — … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Как часто нужно заниматься?

Если вы хотите, чтобы упражнения принесли плоды как можно быстрее и эффективнее, уделяйте им 1-2 часа в день в любое время суток. Можно тренироваться постепенно в течение дня, уделяя одному заданию до 20 минут. Выдумывайте так много ассоциаций, сколько сможете. Это не только полезно, но и весело.

Классы, виды ассоциаций

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

  • причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;
  • подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
  • близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
  • контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
  • обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
  • дополнению: каша — масло;
  • подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;
  • целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
  • соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Крокодил

Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.

Задача ведущего при помощи только жестов и мимики показать своей команде выбранное слово.

Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.

Необычные ассоциации

Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.

Предлагаем ознакомиться  временное снижение работоспособности 13 букв

Перевоплощение

Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя.

Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет.

Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.

Развитие образно ассоциативного мышления у детей — brain hack

Для усвоения новой информации и длительного удержания ее в памяти отлично подойдут красочные приметные ассоциации. Их использование позволит в подходящей ситуации максимально точно воспроизвести информацию. Развитие ассоциативно-образного мышления помогает человеку создавать что-то новое, генерировать новые идеи.

Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.

Ряд ассоциаций

Игра является самым популярным методом для развития ассоциативно-образного мышления. Подходит для развития детей с 5-6 лет и для взрослых. Сперва придумываются два слова, ассоциирующиеся друг с другом. Например, иголка и дефиле.

Далее выстраивается ряд из слов, которые начинаются первым и заканчиваются вторым. Иголка — нитка — ткань — платье — модель — дефиле.

Ряды могут быть любой длины, но рекомендуется придерживаться продолжительности до 7-10 слов, чтобы дольше сохранить интерес к игре, особенно у ребенка.

Структура управления ассоциации (союза) и ее формирование.

Взаимодействие юридических лиц, граждан и государства, вопросы представительства их интересов в государственных органах и перед другими организациями — все эти функции должны выполняться и выполняются Ассоциациями или Союзами. 

В Ассоциациях и Союзах предусмотрено членство, т.е. учредители Ассоциаций или Союзов становятся их членами после государственной регистрации данной некоммерческой организации. 

Все члены в Ассоциации или союзе равны и имеют равные права и обязанности.

Членство в Ассоциации или Союзе является для хозяйствующих субъектов одним из способов повышения эффективности деятельности, наделяя их рядом конкурентных преимуществ, среди которых можно выделить возможность коллективного решения задач экономического, правового, информационного, социального характера с использованием совместных усилий; информационный обмен; получение безвозмездных услуг (при вступлении в ассоциацию (союз)); защита и представительство интересов хозяйствующих субъектов.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления Ассоциации и Союза, устанавливаются  законодательством Российской Федерации и  Уставом, в нем же прописывается порядок принятия органами управления решений и выступления от имени Ассоциации  (Союза).

Согласно законодательству Российской Федерации структура Ассоциации (Союза) состоит из следующих органов:

Высший орган управления — общее собрание членов.

К полномочиям общего собрания членов относится, например такие вопросы как:

  • внесение изменений в устав организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • выборы органов управления организации;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации Организации; 

Необходимо отметить, что данный перечень не является исчерпывающим.

Далее в  структуре Ассоциации может быть  постоянно действующий  коллегиальный исполнительный орган – Правление (Совет, Президиум), который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов.

К компетенции коллегиального органа можно отнести решения таких вопросов как:

подготовка и созыв ежегодных и внеочередных общих собраний членов Ассоциации (Союза) формирование проекта повестки дня;

разработка текущих и перспективных целевых программ Ассоциации или Союза;

проведение анализа опыта деятельности членов Ассоциации (Союза) с целью повышения ее эффективности и др.

Руководителем Ассоциации  (Союза) является  Председатель (Президент или Директор).

Опять же приведем некоторый список примерных полномочий руководителя:

  • руководство текущей деятельностью Ассоциации (Союза) по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Общего собрания членов и коллегиального органа управления ;
  • представление Ассоциации (Союзу)  предложений о созыве Общего собрания членов;
  • обеспечение подготовки годового отчета и годового бухгалтерского баланса, подготовки финансового плана;
  • организация выполнения решений общих собраний членов;
  • распоряжение имуществом, в том числе финансовыми средствами Ассоциации (Союза), принятие решений об открытии счетов в банках и иных кредитных организациях;
  • утверждение в соответствии с финансовым планом Ассоциации (Союза) штатного расписания и должностных окладов сотрудников Ассоциации и др.
Предлагаем ознакомиться  4 типа темперамента человека: отличительные черты (и тест в конце)

По  решению общего собрания членов в Ассоциачии или Союзе может быть избран такой орган как ревизор, к его функциям отнесено осуществление контроля над финансово — хозяйственной деятельностью Ассоциации или Союза.

Напомним еще раз о том, что все полномочия руководящих органов  определяются на общем собрании членов и закрепляются в уставе Ассоциации или Союза. 

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело,  интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector