Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Детские кризисы и периоды становления личности ребенка

На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.

Исследования левинсона

Американский психолог Дэниел Левинсон провел исследования переходных периодов у мужчин и женщин, где ученый определил временные периоды появления кризисов у взрослого человека:

  • ранняя взрослость;
  • тридцатилетие;
  • средняя взрослость;
  • пятидесятилетие;
  • поздняя взрослость.

Левинсон провел исследования, где сделал выборку из 40 мужчин в возрасте 35-40 лет, которые должны были наблюдать за своим психологическим состоянием, также ученый анализировал биографии известных личностей, определяя их критические точки развития. На основе исследований психолог вместе с коллегами определил 3 временных периода в жизни человека сроком в 15-25 лет.

Ученый ввел понятие «кризис середины жизни», где острый период возникает в момент, когда мечта становится недостижимой для воплощения в жизнь. Человек подводит первые итоги и понимает, как мало он сделал за это время.

Левинсон писал, что кризисы появляются в связи с трудностями, пересмотром ценностей, внутреннего мира, карьеры и личной жизни. При этом у женщин кризисы наступают вследствие рождение детей, отдаления от мамы. У мужчин кризисы вызваны из-за неудовлетворенности карьерой.

Как выйти из возрастного кризиса

Если говорить о детских кризисах, то в их преодолении малышам необходима поддержка взрослых. При кризисе 2-4 лет, когда малыш нащупывает свою независимость, важно поощрять самостоятельное поведение и избегать жёсткой критики. Если родители ведут себя правильно, у ребёнка будет больше шансов вырасти уверенным в себе.

Подростковый кризис часто называют самым ярким кризисом. Для родителей он часто оказывается неожиданным: ещё вчера послушного, доброго и ласкового ребёнка сегодня просто не узнать. Он отчаянно спорит, отказывается делать домашнюю работу и просто дерзит. Надо понять, что это нормальный процесс. Растущая личность нащупывает свои и чужие границы и активно занимается самоопределением, даже если всё это больше похоже на хаос.

Как определить и преодолеть возрастной кризис

Каждый кризис характеризуется депрессией, желанием изменить текущий жизненный уклад, внешними изменениями, а также стремлением к изучению нового.

Предлагаем ознакомиться  Любовник сказал что я ему очень нравлюсь

Признаки возрастного кризиса у взрослого человека:

  • депрессия;
  • подавленное состояние;
  • неадекватное поведение;
  • пристрастие к вредным привычкам;
  • изменения во внешности;
  • неудовлетворенность работой, учебой;
  • желание изучать новые сферы;
  • желание бросить хорошую работу.

По мнению психологов, самое главное — это осознание кризиса. Его преодоление является важнейшей частью жизни и его итоги могут быть либо позитивными, либо негативными. К позитивным можно отнести материальное и личностное становление, гармонию в семье и гармонию внутри личности. К негативным можно отнести развал привычного уклада — уход из семьи, потерю работы, стресс и пристрастие к вредным привычкам.

Кризис 12-15 лет

Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.

Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.

Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.

Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.

Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.

Кризис 17-22 лет

Это важный период перехода личности от подростка к взрослому человека. Уже взрослый человек заканчивает школу и готовиться вступить в новую самостоятельную жизнь. У него появляются гражданские права и обязанности. При этом важным фактором остается поиск себя в обществе и наличие мечты, как определение будущего.

Кризис может проходить долгое время из-за неудовлетворенности или недостижения целей. Вчерашний школьник, поступив в университет, разочаровывается в своей специальности, бросает вуз и ищет другой путь. Или, например, бросив институт молодой человек может уйти в армию или жениться.

В этот период на личность оказывают влияние внешние факторы: обстановка в государстве, материальный достаток, индивидуальные потребности личности и желание проявить себя. Именно студенты в период кризиса становятся основой для революционных настроений, с возрастом желание изменить мир вокруг проходит.

Кризис пятидесятилетия

Наступает в возрасте 50-55 лет. Человек перестает воспринимать себя молодым, он понимает, что близок к смерти. В этот период возникает тяга к общению с родственниками, с которыми ранее он не общался. Также человек анализирует свою жизнь, общество, политику. В этот период начинают умирать близкие, что становиться причиной кризиса, депрессии, ощущения скорой смерти.

Позитивными итогами преодоления кризиса могут стать: новое хобби, путешествие и самообразование, которые помогут личности преодолеть сложный период.

Кризис среднего возраста

Он возникает в возрасте 40-45 лет. Этот кризис может стать продолжением предыдущего и возникает из-за неудовлетворенности своей жизнью, изменениями внешности и снижением физической активности. Этот период характеризуется частыми разводами, появлением любовниц или любовников, пристрастием к вредным привычкам, проблемами со здоровьем. Некоторые теряют средства, накопленные за всю жизнь. Желание получить материальное богатство приводит к необдуманным поступкам.

Человек начинает понимать, что смертен, задается вопросами о своем предназначении.

Кризис тридцатилетних

Возникает в возрасте 28-33 лет. Его называют кризисом подведения первых итогов. Главное отличие — неудовлетворенность профессией, жизненным выбором. Анализ собственной жизни, ошибок и упущенных возможностей. Человек начинает метаться от одного дела к другому, пытаясь изменить свою жизнь. Например, финансисты бросают профессию и уходят в творчество. Жители мегаполисов переезжают в сельскую местность.

Предлагаем ознакомиться  20 хитростей, которые реально помогают бросить курить и не сорваться

Помимо внутренних изменений происходят важные внешние. В случае тяжелой работы может развиться профессиональное выгорание, которое станет катализатором возрастного кризиса.

Американская исследовательница Г. Шихи писала в своих трудах, что тридцатилетние во время кризиса выбирают более рациональную жизненную модель, чем раньше, переоценивают прежние поступки, начинают усиленно работать.

Кризисы взрослой жизни

Кризисными периодами взрослой личности в основном занимались западные мыслители и психологи. Известный немецкий психолог Карл Густав Юнг писал, что основным отличием взрослых возрастных кризисов от детских является индивидуализация. Дети с возрастом социализируются, подражая взрослым, последние же наоборот ищут свой путь индивидуальности и развития личности.

Основные отличия взрослых кризисов от детских:

  • Они возникают реже, так как замедляется психическое развитие.
  • Не имеют конкретного возраста.
  • Протекают индивидуально, часто внутри человека.

Возрастные кризисы обусловлены внешними причинами социокультурного и исторического развития государства. Например, в Средние века человек не мог выбирать, кем ему стать, как изменить жизнь. Часто все было решено еще до его рождения. То же можно наблюдать с кастовой системой в Индии, где люди поколениями занимали одни и те же сферы в жизни страны, не имея права на развитие и переход в другую сферу.

Одним из кризисов психолог Елена Евгеньевна Сапогова считает смерть человека, называя ее кризисом индивидуального существования.

Мнение божович

Лидия Ильинична Божович, являющаяся ученицей Выгодского, делала упор на развитие личности в период возрастных кризисов. Она ввела понятия «социальная ситуация развития» и «новообразования». По ее мнению, новообразования являются движущей силой развития личности в каждом возрастном периоде. У ребенка появляется интерес к новому, появляются потребности в уникальных, до этого не появляющихся, услугах, товарах и желаниях. Это обусловливает взаимоотношения ребенка с окружающим миром, семьей и социумом.

Родители ребенка могут не разделять возникающие потребности, что ведет к противоречиям и кризисам в отношениях с социумом. В целом, Лидия Ильинична была согласна со своим учителем во временной градации кризисов человека.

Мнение эльконина

Еще один советский психолог Даниил Борисович Эльконин на основе трудов по психологии своих предшественников делает заключение о двух системах детского развития:

  1. Ребенок — общественный предмет. Здесь происходит развитие умственных и операционных способностей ребенка. Период характеризуется деятельностью только в этой системе.
  2. Ребенок — общественный взрослый. Эта система характеризуется мотивационной и потребительской составляющими.

Даниил Борисович выделил три периода детских кризисов: младенчество, детский период и подростковый возраст. Каждый год или возраст ребенка характеризуется своими социальными признаками, развитием и деятельностью. Каждый временной период — это эпоха развития, кризисы между эпохами развития называют большими, малыми называют кризисы между периодами.

Эльконин отмечает, что развитие ребенка происходит с запозданием одной из систем. При этом вторая система в следующий период становится главной движущей силой для гармоничного развития. Если расхождение между двумя системами достигает больших размеров, появляется кризис.

Новорожденность

Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.

Переход к поздней взрослости

60-65 лет — предпенсионный возраст в жизни человека, с одной стороны, может характеризоваться облегчением — больше не нужно работать, государство будет обеспечивать материально. С другой стороны, человек может чувствовать себя ненужным, списанным товаром, у которого есть силы, чтобы работать, но он больше не нужен.

Пенсионер чувствует близость смерти, может появиться чувство страха, неопределенности. Он все чаще обращается в медицинские учреждения. Становится важным семья, религия, а также осознание плодов своей жизни. В период кризиса могут быть конфликты с родственниками, окружающем миром.

Предлагаем ознакомиться  Боязнь пауков

Предподростковый кризис

В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.

Преодоление возрастных кризисов

Кризис Рекомендации
Кризис 1 года Родители должны максимально развивать ребенка, чтобы он проявлял свою самостоятельность.
Кризис 3 лет Родителям необходимо создать условия, при которых ребенок развивается самостоятельно, не нужно корректировать и ущемлять его поведение.
Кризис 7 лет Следует пересмотреть запреты и ограничения, чтобы дать ребенку больше свободы. Нужно создать уважительное отношение к ребенку. Его рассуждения и мнения должны учитываться. При этом необходимо сформировать позитивную атмосферу и меньше заставлять его что-то делать.
Кризис 11 лет Родители должны поддержать и организовать деятельность ребенка, чтобы сформировать положительный психологический климат, а также уважать личность ребенка.
Пубертатный период Тяжелый период для ребенка и его родителей. Чтобы преодолеть его максимально быстро и спокойно родителям необходимо создать атмосферу доверия в семье, поддерживать ребенка в его начинаниях и в увлечениях.
Юношеский кризис (17-22 года) Родителям и близким необходимо помочь в правильном выборе будущей профессии. Также необходимо доверять и поддерживать юного взрослого.
Кризис 30 лет Одним из главных лекарств в период возрастного кризиса становится физическая нагрузка. Занятия спортом, туристические и спортивные походы не только благотворно влияют на внешность и здоровье, но и приносят удовлетворение. Также спасением может стать самообразование, где новые навыки помогут самореализоваться и увеличить доходы.
Кризис среднего возраста (40-45 лет) Путешествия, смена обстановки, проведение времени с семьей помогут преодолеть кризис и будут скреплять отношения. Поддержание внешности и себя в тонусе станет одним из этапов преодоления критической точки.
Кризис пятидесятилетия Смена обстановки, занятия любимым делом могут отвлечь от тяжелой работы и стать альтернативой жизненного пути. Есть примеры, когда хобби становилось основным видом деятельности. Например, бухгалтер, который обожал печь торты, после 20 лет работы в финансах стал кондитером. Даже несмотря на финансовые трудности он чувствует себя более удовлетворенным.

Седьмой год

Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.

В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.

Третий год

Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:

  • негативизм,
  • упрямство,
  • строптивость,
  • своеволие,
  • деспотизм,
  • протест,
  • обесценивание.

Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.

Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.

Заключение

Критические периоды проходят явно только в тех случаях, когда внешние и внутренние факторы особенно остро влияют на личность человека, на его удовлетворенность жизнью и на гармоничность развития. Помощь близких — это важная часть преодоления кризиса. Поддержка и уверенность в своих силах помогут взрослому и ребенку пережить любой кризис. В острых случаях можно обратиться за профессиональной помощью.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector