Этнические стереотипы современных подростков и их нивелирование средствами тренинговых занятийТекст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Зачем делать что-то хорошо прямо сейчас (и всегда)

Очень часто подростки не понимают, какой смысл хорошо учиться в восьмом, девятом, десятом классе. Вот когда будет одиннадцатый класс, тогда буду хорошо учиться и готовиться к ЕГЭ. Потом они не понимают, зачем хорошо учиться на первых курсах в институте, главное ведь — получить диплом, а вот когда я устроюсь на работу — тогда и покажу себя во всей красе.

И мне кажется, что очень полезно вовремя объяснить детям, что для будущих работодателей важен не только результат, который ты показываешь на выпускных экзаменах, но и фоновая работоспособность. Умение показывать устойчиво хорошие результаты на протяжении длительного времени. Но ведь общие фразы, что нужно хорошо учиться, ещё никого не вдохновили.

Думаю, следует объяснить подросткам, что никому не интересно, смогут ли они быстро и качественно преодолеть последние школьные экзамены. Интересно, смогут ли они качественно преодолеть сложный и долгий путь учёбы в школе и не «задохнуться» при этом. И поверьте: мы, подростки, можем сделать многое, если понимаем зачем.

Ловушки гендерных стереотипов и что могут сделать родители

Несмотря на то, что могут быть вполне логичные причины, по которым следует избегать гендерных стереотипов, однако родителям может быть сложно отказаться от устоявшихся условностей, которые укоренились в них.

Поэтому важно определить некоторые из ловушек гендерных стереотипов и то, как родители могут воздержаться от них.

Как для мальчиков, так и для девочек угнетение, вызванное гендерными стереотипами, может подавлять индивидуальное самовыражение и творчество, что, в свою очередь, может помешать детям развивать свои уникальные навыки и в будущем строить карьеру, в которой они действительно могут преуспеть.

Поэтому, нам родителям, важно поддерживать и поощрять своих детей к преследованию своих увлечений, независимо от того, как вы их воспринимаете, или то, что они удерживаются обществом.

Для мальчиков выбор гендерных стереотипов может препятствовать эмоциональному росту.

Это может также привести к низкой самооценке и проблемам уверенности в дальнейшей жизни, особенно если ваш сын приобретет роль главы семьи или другую подобную роль.

Вы должны всегда сосредотачиваться на эмоциональном благополучии своего ребенка и понимать, что ограничения, которые вы ему накладываете в детстве, могут иметь разрушительные последствия для взрослой жизни.

Почему детям не нужно соответствовать гендерным стереотипам?

Для детей это особенно тяжело, и нам, как родителям, крайне важно не продолжать стереотипные взгляды и ожидания, которые формировали наше собственное детство.

Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами.

Но вам не следует беспокоиться, если они выбирают совершенно другие или уникальные пути в жизни.

На фундаментальном уровне желание видеть, как дети придерживаются таких гендерных ролей, фактически исходит из страха и заблуждения.

Мы ошибочно полагаем, что если наш сын станет заниматься спортом, например, он легче поймет процесс социальной интеграции и станет общепринятой частью общества.

Если нет, мы опасаемся, что он, скорее всего, станет чем-то вроде социального изгоя, неспособным сформировать связи или адаптироваться к ожиданиям общества.

В результате, конечно, он будет бороться за то, чтобы преуспеть в жизни и развить атрибуты, необходимые для соблюдения типичного мужского стереотипа.

Однако, если учесть долголетие некоторых гендерных стереотипов и социальных условностей, то решение ваших детей следовать альтернативным жизненным путям следует рассматривать в другом свете.

В конце концов, требуется определенное мужество, независимая мысль и умственная сила, чтобы мальчик мог влиться в общество и соответствовать ему, избегая при этом гендерных стереотипов, вроде необходимости заниматься спортом.

По иронии судьбы, мужество и умственная сила — это те качества, которых вы ожидаете от обладающего стереотипом человека.

В этом отношении дети могут по-прежнему придерживаться позитивных гендерных ролей, не прибегая к нелогичным и устаревшим стереотипам.

Психологическая сущность понятия «стереотип»

Стереотип
— это суждение, в заостренно упрощающей
и обобщающей форме, с эмоциональной
окраской приписывающее определенному
классу лиц некоторые свойства или,
наоборот, отказывающее им в этих
свойствах.
Стереотипы рассматриваются как особые
формы обработки информации, облегчающие
ориентацию человека в мире.

Предлагаем ознакомиться  Отличия лидера от руководителя

Стереотипы
имеют обобщающую
функцию,
состоящую в упорядочивании информации;
аффективную
функцию (противопоставление
«своего» и «чужого»); социальную
функцию
(разграничение «внутригруппового» и
«внегруппового»), что ведет к социальной
категоризации и образованию структур,
на которые люди ориентируются в обыденной
жизни.

Разновидности гендерных стереотипов

Гендерные
стереотипы
являются частным случаем стереотипа и
обнаруживают все его свойства. Гендерные
стереотипы – это социально разделяемые
представления о личностных качествах
и поведенческих моделях мужчин и женщин,
а также о гендерной специфике социальных
ролей.

Гендерные
стереотипы представляют собой культурно
и социально обусловленные мнения о
качествах, атрибутах и нормах поведения
представителей обоих полов и их отражение
в языке. Гендерная стереотипизация
фиксируется в языке, тесно связана с
выражением оценки и влияет на формирование
ожиданий от представителей того или
другого пола определенного типа
поведения.

Гендерные
стереотипы очень упрощают реальную
ситуацию, однако в коллективном
общественном сознании они закреплены
прочно и меняются медленно. В той или
иной степени стереотипы-предрассудки
воздействуют на каждого человека.
Согласно укоренившимся представлениям,
женщинам в обществе приписывается
меньшая ценность, чем мужчинам.

Представления
о мужественности и женственности и
присущих им свойствах имеют место в
каждой культуре, им отводится существенное
пространство в обрядах, фольклоре,
мифологическом сознании, «наивной
картине мира». Вместе с тем, стереотипизация
и ценностная шкала гендера не одинаковы
в разных культурах.

Так же различаются
социальные роли мужчин и женщин. Они,
как правило, регламентированы; такая
регламентация стереотипизируется, а
затем функционирует в коллективном
сознании по схеме «правильное/неправильное».
Одним и тем же действиям человека в
зависимости от его пола придается
различное содержание в разных культурах;
одно и то же содержание находит различное
выражение в поступках. Стереотип
выполняет роль программы поведения.

Существующие
в обществе гендерные стереотипы оказывают
большое влияние на процесс социализации
детей, во многом определяя его
направленность. Все описываемые в
литературе гендерные стереотипы можно
объединить в три группы.

Первая
группа
– это стереотипы маскулинности-фемининности.
Мужчинам и женщинам приписываются
вполне определенные психологические
качества и свойства личности.
Маскулинность-фемининность – нормативные
представления о соматических, психических
и поведенческих свойствах, характерных
для мужчин и женщин.

Обыденное сознание
склонно абсолютизировать психофизиологические
и социальные различия полов, отождествляя
маскулинность с активно-творческим,
культурным началом, а фемининность — с
пассивно-репродуктивным, природным.
Эти нормативные представления (стереотипы)
полярно и иерархически противопоставляют
мужчин и женщин: мужчины доминантны,
независимы, компетентны, самоуверенны,
агрессивны и склонны рассуждать
логически; женщины покорны, зависимы,
эмоциональны, конформны и нежны. И.

Броверман с коллегами изучил описания
мужчин и женщин, данные клиническими
практиками, психиатрами и социальными
работниками. Обнаружилась общая для
них установка, что компетентность больше
присуща мужчине, чем женщине. Женщины
же характеризовались как более послушные,
менее объективные и подверженные
внешнему влиянию, менее агрессивные и
состязательные, легко раздражающиеся
по незначительным поводам. Дж. Мак-Ки и
А.

Шериффс пришли к выводу, что типично
мужской образ – это набор черт, связанный
с социально неограничивающим стилем
поведения, компетенцией и рациональными
способностями, активностью и эффективностью.
Типично женский образ, напротив, включает
социальные и коммуникативные умения,
теплоту и эмоциональную поддержку.

В
целом мужчинам приписывается больше
положительных качеств, чем женщинам.
При этом авторы считают, что чрезмерная
акцентуация как типично маскулинных,
так и типично фемининных черт приобретает
уже негативную оценочную окраску:
типично отрицательными качествами
мужчины признаются грубость, авторитаризм,
излишний рационализм и т. п., женщин –
формализм, пассивность, излишняя
эмоциональность и т. п.


Обнаружено
также, что мужчины демонстрируют гораздо
большую
согласованность в отношении типично
мужских качеств, чем женщины – женских.

Интересно,
что при составлении своего индивидуального
самопортрета 25 % женщин употребили
прилагательные, более характерные для
описания типичных мужчин, а такое же
количество мужчин описали себя как
типичных женщин. В описаниях лучшего
друга мужчины и женщины одинаково хотели
видеть мужчину-друга, соответствующего
описанию типичного мужчины, а
женщину-подругу – соответствующей
описанию типичной женщины.

Ряд
подобных исследований выполнен и
советскими учеными. Как и в зарубежных
работах, одни авторы основное внимание
при изучении образа мужчин и женщин
уделили их личностным особенностям,
другие – поведенческим характеристикам,
в частности формирующимся в процессе
общения. К последнему направлению можно
отнести работу Т. И. Юферевой.

Предлагаем ознакомиться  Виды, симптомы, диагностика и лечение психозов

Она
полагает, что основной сферой
жизнедеятельности, в которой формируются
представления подростков об образах
мужчин и женщин, является сфера
взаимоотношений с противоположным
полом. Отсюда представления об образе
мужчин и женщин в каждом возрасте
отражают отдельные аспекты общения: в
6-7 классах – семейно-бытовые взаимоотношения
(девочки и мальчики, характеризуя образ
женщины, перечисляют ее обязанности
как хозяйки, а характеризуя образ мужчины
как мужа, отца, подчеркивают в основном
его роль как помощника жены по хозяйству).

У
старших школьников представления о
мужественности-женственности базируются
на взаимоотношениях с ровесниками
противоположного пола, в ходе которых
происходит осознание себя как представителя
определенного пола, своих потребностей,
связанных с сексуальным развитием. Эти
представления проверяются на практике,
в непосредственном общении с противоположным
полом.

По
мнению восьмиклассниц и девятиклассниц,
мужчина должен быть смелым, сильным,
настойчивым, гордым, рыцарем (должен
ухаживать за девушкой и защищать ее,
уважать женский пол, быть снисходительным,
внимательным, благородным по отношению
к женщине). Женщина, по мнению девочек,
должна быть ласковой, нежной, мягкой,
но, давая эти характеристики, девочки,
как правило, не трансформируют их в
эталон поведения по отношению к мужчине.

Мальчики
всех возрастов не отметили в большинстве
случаев особых качеств, выражающих
отношение мужчины к женщине и, наоборот,
женщины к мужчине. Однако для них было
характерно то, что значительное место
при описании образа женщин они отводили
их внешнему облику (красоте, элегантности,
аккуратности).

Сходные характеристики
мужчин и женщин, данные подростками,
выявлены в исследовании Т. А. Арканцевой
и Е. М. Дубовской. Идеальный мужчина в
представлении подростков – это
маскулинный тип с присущими ему смелостью,
силой, выносливостью, уверенностью,
ответственностью, а женщина – андрогинный
тип: нежная, ласковая, заботливая, мягкая,
но в то же время активная, ответственная,
уверенная.

Однако
эти данные не во всем соотносятся с теми
данными, которые получила Т. И. Юферева.
Вместо семейно-бытовой сферы при описании
мужчины на первое место вышли его
личностные характеристики, а семейно-ролевые
характеристики отошли на последнее
место. То же наблюдается и при описании
женщины, но в меньшей степени. Повысилась
роль универсальных признаков при
описании идеальной женщины.

Е.
В. Каган опрашивал школьников 7-10 классов
трех регионов России на предмет того,
какими они представляют себе большинство
мужчин и женщин. Стереотипы мужественности,
описываемые девочками, и женственности,
описываемые мальчиками, во многом
оказались сходными. Для того и другого
стереотипа были характерны доброта,
отзывчивость, справедливость, честность,
самостоятельность, обаятельность.

Сходство по ряду признаков обнаружилось
и при описании мальчиками мужественности
и девочками – женственности; это
решительность, энергичность, уверенность.
В целом автор отмечает, что стереотипы
женственности у мальчиков и девочек
более сходны, чем стереотипы мужественности.
Негативные характеристики (непривлекательный,
враждебный, раздражительный, черствый,
эгоистичный, несправедливый, неискренний)
включены только в стереотипы своего
пола, причем в основном это выражено у
мальчиков.

В.
Г. Горчакова выявила, что в стереотипном
массовом сознании женщина воспринимается
как носитель эстетической функции:
красивая, обаятельная, женственная. Об
этом заявили 60 % женщин и 68 % мужчин.
Мужчина в общественном сознании должен
быть мужественным, сильным, надежным.
Так считают 69 % женщин и 61 % мужчин.

Вторая
группа гендерных
стереотипов касается закрепления
семейных и профессиональных ролей в
соответствии с полом. Для женщин главными
социальными ролями являются семейные
роли (мать, хозяйка), для мужчин —
профессиональные. Мужчин принято
оценивать по профессиональным успехам,
женщин — по наличию семьи и детей.

В
народе бытует мнение, что «нормальная»
женщина хочет выйти замуж и иметь детей
и что все другие интересы, которые она
может иметь, являются вторичными по
отношению к этим семейным ролям. Женщины,
которые не хотят выходить замуж, иметь
детей, не получают удовлетворения от
общения с детьми, описываются как
ненормальные или, по меньшей мере,
странные.

Считается, что для выполнения
традиционной роли домашней хозяйки
женщина должна развивать свои способности
быть чуткой, сострадательной и заботливой.
В то время как мужчинам предписывается
ориентироваться на достижения, от женщин
требуется ориентированность на людей
и стремление к установлению близких
межличностных взаимоотношений.

Предлагаем ознакомиться  11 самых распространенных психических расстройств

Третья
группа
гендерных стереотипов связана с
различиями в содержании труда. Удел
женщин – это экспрессивная сфера
деятельности, где главным является
исполнительский и обслуживающий характер
труда. Инструментальная сфера – это
область деятельности для мужчин, где
главным является творческий, созидательный,
руководящий труд.

В
сфере занятости до сих нор распространено
явление профессиональной сегрегации
как воплощение в реальной жизни действия
гендерных стереотипов. Профессиональная
сегрегация
– это асимметричное размещение мужчин
и женщин в профессиональной структуре.
Женщины в основном работают в
непроизводственной сфере, труд в этой
сфере малопрестижен, малооплачиваем и
связан с выполнением обслуживающих
функций.

Так называемые «женские
профессии» сформировались путем
«вынесения» на макроуровень традиционных
женских занятий в рамках семьи. Руководящие
должности, как правило, занимают мужчины.
Ш. Берн ссылается на ряд исследований
западных ученых, в которых показано,
что женщины ожидают и запрашивают
меньшую оплату труда, так как не только
свой, но и вообще женский труд оценивают
более низко, чем труд мужчин.

Возможно,
это связано с несколькими причинами:
меньшей оценкой своих способностей,
сравнением своей зарплаты не с таковой
мужчин, а с зарплатой женщин, которым
платят меньше. Характерно, что по мере
роста возможностей для проникновения
в «мужские» профессии увеличивается
число женщин, ощущающих неравенство в
своем социальном положении.

Все
эти гендерные стереотипы демонстрируют
чрезвычайную жизнестойкость. Прочная
их укорененность в сознании большинства
населения способствует активному
воспроизводству таких стереотипов из
поколения в поколение. Наиболее
распространенные гендерные стереотипы
усваиваются в детстве благодаря основным
институтам социализации.


В
качестве таковых выступают:


родители;


сестры, братья и сверстники;


школа;


средства массовой информации.

Я — гуманитарий/технарь

«Зачем мне эта физика, биология и химия, если я гуманитарий?!» — не раз говорила я себе при получении плохой оценки. Думаю, что подобным аргументом пользуются почти все. На мой взгляд, такие отговорки становятся всё более популярными с каждой секундой, минутой и годом. Чем старше мы становимся, тем больше происходит деление на предметы, которые мы знаем, и предметы, которые нам просто не дано изучать.

Я на своём опыте убедилась, что «гуманитарий» и «технарь» — это всего лишь ярлык, который присваиваешь себе сам. Можно получать хорошие оценки вне зависимости от этого. Да, может некоторые предметы даются легче, кажутся понятнее, но, чтобы иметь хорошие оценки в аттестате, достаточно лишь хорошо работать, ставить цели и не бояться трудностей.

Ничего нельзя сделать без волшебного пинка

Не раз сталкивалась с такими школьниками, которые учатся только после того, как в школу вызовут родителей. Или им напишут замечание в дневник, или они получат плохую оценку. В общем, получат «волшебный пинок», как я это называю. Они учатся так, будто всем делают одолжение, приходя на уроки в школу. Как будто знания, которые они получают в школе, нужны только их родителям, учителям, соседу по парте.

Школьные знания никому не нужны

Один из наиболее распространённых мифов о школе. Подросткам кажется, что им забивают головы знаниями, которые в жизни им никогда не пригодятся. С одной стороны, можно согласиться с этим, ведь вряд ли мы соберёмся на досуге решать квадратные уравнения или высчитывать амплитуду годовой температуры. Но на самом деле, никогда не знаешь, какая возможность представится тебе за поворотом. И какие знания могут пригодиться. Нужно быть готовым ко всему.

Нужно дать ребёнку всё и сразу

Родители готовы платить огромные деньги, чтобы погрузить своего ребёнка в систему максимального информационного нагнетания. Лишь бы втиснуть в ребёнка всю мыслимую и немыслимую информацию, порой совершенно не учитывая потребности ребёнка. Честно говоря, мне это отчасти напоминает насилие. И здесь вспоминаются слова выдающегося врача-психиатра Фредерика Пёрлза:

«Не нужно толкать реку, пусть течёт сама». Возможно, родителям и учителям достаточно просто обеспечить подростку свободный доступ к информационному потоку. И тогда ребёнок впитает в себя ровно столько, сколько позволят ему его способности. И может пора перестать «вытягивать детей за уши» в погоне за лучшими оценками в аттестате?

Заключение

Как мы можем видеть, гендерные стереотипы, которые продолжают существовать в современном обществе, могут оказать пагубное воздействие на наших детей.

Наша обязанность как родителей понять причины существования этих предвзятых гендерных ролей и нерациональные страхи, которые лежат в их основе, прежде чем предпринимать активные шаги для поощрения наших детей к достижению их собственных уникальных амбиций в жизни.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector