34. Основные направления в философии хх в.: экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика.

Философия а. Шопенгауэра

Философия
Артура
Шопенгауэра(1786-1861)
представляет из себя иррационализм,
который стал антитезой классическому
рационализму немецкой философии.

С
точки зрения А.Шопенгауэра, в основе
мира находится Мировая
Воля или Воля к жизни —
непознанное, иррациональное, метафизическое
начало. Воля не есть сознание человека,
со смертью человека сознание исчезает,
но Воля — нет. Воля как «вещь в себе» (на
Шопенгауэра огромное влияние оказала
философия И.Канта) составляет внутреннюю,
истинную и нерушимую сущность человека.

Воля
к жизни бессознательна, непостижима,
темна. Она неутомима, она никогда не
перестаёт хотеть. Воля всегда действует
совершенно, каждое существо желает
неустанно, сильно и решительно. Интеллект
же человека слаб и несовершенен. Это
проявляется в нерассудительности,
ограниченности, вздорности и глупости
большинства людей.

Воля
— единственное и истинное выражение
сущности мира. Всё рвётся и тяготеет к
существованию, к жизни и затем возможному
её усилению. Воля к жизни в миллионах
форм повсюду и ежеминутно рвётся к
существованию. Достаточно вспомнить
леденящий ужас при вынесении смертного
приговора и душераздирающее сострадание,
охватывающее нас при этом зрелище.

Жизнь
человека наполнена лишениями,
беспрестанными усилиями, постоянной
суетой, бесконечной борьбой, величайшим
напряжением всех духовных и физических
сил. Но какова же последняя цель всего
этого?

В
лучшем случае, жизнь в условиях не
слишком тяжёлой нужды и сравнительно
без страданий, которые сразу же вытесняются
скукой, затем продолжение своего рода
в той же деятельности. Воля же — это
слепое стремление, совершенно беспричинное
и немотивированное влечение. Только из
безусловности Воли можно объяснить то,
что человек больше всего любит
существование, полное муки, страдания
и страха, и больше всего боится конца,
единственно для него достоверного.

Воля объективируется
со ступени на ступень.

С
появлением разума, с разделением на
субъект и объект мир выступает не только
как слепая сила, но и как представление.
Мир познаётся в понятиях, и воля освещается
познанием. Хотя познание у животных и
большинства людей выступает в качестве
средства сохранения индивида и рода,
но у отдельных людей познание может
освободиться от этой служебности,
свергнуть своё ярмо и существовать
чисто само по себе. Так возникает
искусство.

В искусстве познание
освобождается от служения воле. Художник
усматривает внутреннюю сущность вещей
самих по себе вне всяких отношений.
Объект созерцания художника — идея в
платоновском смысле слова. Познание
идей — единственный источник искусства.
Искусство — творение гения. Гений
созерцает мир, освобождаясь от служения
слепой воле, то есть совершенно упускает
свой интерес, собственное желание, цели.

Он остаётся чистым
познающим субъектом.
Поэтому искусство бескорыстно, а судьба
многих художников трагична. Гениальность
противоречит разумности, поэтому
гениальные индивиды подвержены аффектам
и неразумным страстям. Их поведение
граничит с безумием, у гениальности и
безумия есть общие стороны, и это было
замечено многими исследователями
безумия.

При
созерцании искусства мы освобождаемся
от своих желаний и интересов, от
назойливого напора воли, возвышаемся
до чистых идей. Искусство вырывает нас
из нашей субъективности, из рабского
служения воле, переносит в состояние
чистого познания. Напор желаний, мука
хотения успокаиваются, человек вступает
в другой мир.


Третий
путь упразднения Мировой Воли – моральное
совершенствование,
переделка своего поведения.

Этическая
концепция
Шопенгауэра строится на онтологическом
фундаменте. В основе этики философа
лежит принцип
отрицания Воли к жизни.
Мировая Воля – это источник зла, поэтому
её самоликвидация вполне оправдана.
Это может произойти через определённую
деятельность людей.

Предлагаем ознакомиться  Ненавижу бывшую жену мужа

Всякое
желание возникает из нужды, из недостатка,
следовательно, из страдания. Причиной
страдания являются наши желания. Человек
всегда желает, но полного удовлетворения
не может дать никакой объект. Пока мы
объекты хотения, мы не обретём ни счастья,
ни покоя, а без спокойствия никакое
истинное блаженство невозможно.

Не
нужно видеть цель жизни в счастье.
Утверждая, что жизнь – это счастье,
каждый думает, что он имеет законное
право на счастье и наслаждение, и считает
себя несправедливо обиженным, если
счастье не выпадает на его долю. Правильнее
видеть цель жизни в труде, лишениях,
нужде и скорби, как это делает буддизм
и подлинное христианство.

Человеческая
жизнь – это борьба между состраданием
и силами эгоизма и злобы. При этом эгоизм
преобладает, так как для каждого
собственное наслаждение важнее всего
остального. Эгоисты составляют
преобладающее большинство человечества.
Шопенгауэр выделяет три типа характера:
эгоистический, злобный и сострадательный.

Если эгоизм хочет собственного блага,
то злоба хочет чужого горя. Самым чистым
чувством выступает сострадание, которое
хочет чужого блага. Сострадать, по
Шопенгауэру, это, значит, уметь встать
на позицию другого человека, учитывать
только его страдания, его нужду, его
страх, его боли. Только тогда будешь
ощущать по отношению к нему то сострадание,
которое и есть любовь, к коей взывает
Евангелие.

. Этическое учение и. Канта.

Этика
Канта во многих отношениях явилась
вершиной философии морали нового
времени. Среди классиков немецкой
философии Кант уделил наибольшее
внимание нравственности, и его этическая
концепция, была наиболее разработанной,
систематической и завершенной. Вопросам
этики Кант посвятил философскую работу
«Критика практического разума».

Этика
Канта основана на принципе «как если
бы». Бога и свободу невозможно доказать,
но надо жить, как если бы они были.
Практический разум — это совесть,
руководящая нашими поступками посредством
максим
(ситуативные мотивы) и императивов
(общезначимые правила). Среди императивов
выделяется категорический
императив,
повелевающий нам поступать нравственно,
как бы ни влияли эти поступки на наше
личное благополучие.

Кант считает, что
мы должны быть нравственными ради самой
нравственности, добродетельными – ради
самой добродетели; исполнение долга
само по себе составляет цель хорошего
поведения. Мало того, вполне нравственным
может быть назван только такой человек,
который совершает добро не в пользу
себе, а исключительно из соображений
долга.

. Философское учение и. Фихте

Ио́ганн
Фи́хте — немецкий философ. Один из
представителей немецкой классической
философии и основателей группы направлений
в философии, известной как субъективный
идеализм, которая развилась из
теоретических и этических работ Иммануила
Канта.

. Объективный идеализм немецкой классической философии

Объективный
идеализм
– это направление
философской мысли, представители
которого считали первоосновой мира
индивидуальное духовное начало. Различные
школы называли разную причину становления
жизни на планете – теологи верили в
Бога, у Гегеля упоминается абсолютный
дух. Первыми представителями данного
направления являлись античные ученые
Платон и Пифагор.

Учение
Гегеля:
Объективный
идеализм в XVIII-XIX столетиях уже существенно
отличался от античного учения, и особое
место данное направление занимало в
философии Гегеля. Он создал противоречивую
философскую систему. С одной стороны,
Гегель вошел в историю философии как
крупнейший представитель идеалистического
направления.

Суть созданной им системы
подробно изложена в его главном труде
«Наука логики». Гегель — объективный
идеалист, и за первичное он принимает
«мировой дух» — безличный, оторванный
от человека разум, а за вторичное — все
материальное, которое является якобы
воплощением и конкретным выражением
этого духа.

Предлагаем ознакомиться  Агрессивное поведение ребенка в возрасте 5 лет

«Мировой дух» у Гегеля
развивается и в своем движении проходит
три основные ступени. На первой ступени
он существует в виде «абсолютной идеи»,
которая постепенно обогащается в своем
содержании. Затем идея переходит в свою
противоположность, обнаруживая себя в
материальном мире. На третьей стадии
еще одно перевоплощение идеи: ее инобытием
становится общество.

Этим стадиям
посвящена «Энциклопедия философских
наук». Именно здесь Гегель развивает
свою диалектику. Главная идея диалектики
— идея развития посредством единства
и борьбы противоположностей, и, выдвигая
эту концепцию, Гегель полностью снимает
Аристотелев запрет на поиск противоречий
в самом объективном мире.

Учение
Шеллинга:
Объективный идеализм Шеллинга касался
разработки философии природы. Самым
важным достижением философии природы
Шеллинга было введение диалектики в
рассмотрение природы и ее явлений. До
Шеллинга имелись лишь зачатки диалектики
в понимании природы; философы ограничивались
общим понятием о естественном развитии,
а сам ход развития природы понимался
механистически.

Суть философии природы
Шеллинга в следующем: •

  • природа
    есть «абсолютное» — первопричина
    и первоначало всего, охватывающее все
    остальное;

  • природа
    есть целостный организм, обладающий
    одушевленностью (едины живая и неживая
    природа, материя, поле, электричество,
    свет);

Аналитическая философия

Это философское направление, по существу, предлагает изменить предмет философии. Аналитическая философия — это философия языка и значений понятий. Аналитики исходят из того, что живой язык многозначен и контекстуален. Прежние философские проблемы, которые они называют псевдопроблемами, возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же терминов науки, их значений.

Отсюда — двоякая задача философии: очистка прежней науки от псевдопроблем с помощью метода верификации, т.е. проверки истинности на основе либо опыта, либо логического доказательства на базе опыта и создание непротиворечивого однозначного логического метаязыка науки, что способствовало бы синтезу наук.

Аналитическая философия состоит из множества школ и различных концепций. У истоков ее стоят Дж. Мур и Б. Рассел; последний заложил основы математической логики. Но подлинным вдохновителем этой школы стал Л. Витгенштейн, который, рассматривая язык как социальное явление, разработал основную проблематику аналитической философии. Проблемой усовершенствования языка логических символов занимались члены Венского кружка Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик.

Тема vi:идеи иррационализма в западной фило-

СОФИИ
КОНЦА ХIХ
– НАЧАЛА ХХ ВВ.

План

1.Философия
А. Шопенгауэра

Философская антропология

Изучением человека философия занималась с древних времен. В этом смысле родоначальником философской антропологии можно считать Сократа. На протяжении всей истории философии проблема Человека поднималась постоянно. Более того, особенно в последние столетия наблюдается тенденция усиления интереса к человеческой проблематике.

Выразителем этого интереса в наши дни является направление философской антропологии, основными представителями которого можно назвать М. Шел ера, А. Гелена, М. Плесснера, Э. Ротхаккера и др. Естественно, что в центре внимания их философствования находится человек, а основную задачу они видят в создании целостной, интегральной концепции человека.

Философские антропологи рассматривают человека прежде всего как душевно-духовное существо, отводя разумным началам в нем второстепенное место. Поскольку духовные качества индивидуальны и имманентны личности, общество, как унифицирующая сила, противостоит человеку. Межличностное общение — это прежде всего общение Я и Ты на основах сопереживания, общности языка и поиска психических совпадений и аналогий.

Философы этого направления в своих исследованиях идут не от общества к человеку, а наоборот — на их взгляд, все философские, общественные и другие проблемы решаются через изучение человека. В то же время они практически отказываются рассматривать сущность человека — он выступает в их концепциях постоянно развивающимся, еще не завершенным, не поддающимся однозначным определениям.

Предлагаем ознакомиться  Как перестать постоянно краснеть при волнении и разговоре: полезные советы

Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом для лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного.

В свою очередь философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А. Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Социологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К. Г. Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считал преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного у основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать психологическую философскую антропологию (Л. Бинсвангер), экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Э. Фромм), психоаналитическую герменевтику (А. Лоренц, Ю. Хабермас), структурный психоанализ (К.

Феноменология — учение о феноменах, т.е. возникающих в сознании смыслах предметов и событий. Феноменология противопоставляет себя эмпиризму в любом виде, выявляя чистые сущности и логические принципы в противовес ему с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция буквально — это сведение высшего, сложного к низшему, простому.

По существу, феноменология — это методология и гносеология. Ее цель — построить науку о науке. Решающая проблема теории познания — проблема объективности истины. Истины наук носят относительно-прикладной, прагматический характер, философия нс должна иметь таких атрибутов, ее задача — выявлять чистые сущности. Она представляет собой строгую науку о феноменах сознания.

В ходе редукции остается последнее неразложимое единство сознания — интенциональностъ, т.е. направленность сознания на предмет. Интенциональность — обобщенно-чистая структура сознания, свободная от индивидуально- психологических, социальных и иных прикладных факторов. Правда, она выступает лишь как значение, не обладающее собственным, самодостаточным статусом существования.

Феноменология как методика и гносеология не только является самостоятельным направлением философствования, но интенсивно применяется в других философских школах и концепциях. В частности, она стала одним из источников таких влиятельных философских направлений XX в., как экзистенциализм и герменевтика.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector