Дизартрия у детей: что делать?

Занятия с логопедом

Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:

  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие голос (ортофония);
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция выразительности речи;
  • Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
  • Восстановление читательских способностей.

Классификация

Неврологи и логопеды все еще активно ведут обсуждения по поводу общепринятой классификации дизартрии, но консенсус пока не достигнут.

Классификация дизартрии, которая основана на локализации патологического очага, включает следующие виды:

  • Бульбарную дизартрию – связанная с вовлечением в патологический процесс ядер черепно-мозговых нервов, которые локализованы в продолговатом мозге;
  • Псевдобульбарную дизартрию – при которой патология касается проводящих путей, соединяющих моторные центры коры с ядрами бульбарных нервов;
  • Подкорковую дизартрию – при которой поражаются подкорковые ядра мозга;
  • Дизартрию мозжечковую – патология мозжечка и его путей проведения;
  • Корковую дизартрию – очаговая патология собственно коры головного мозга.

Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, среднюю и тяжелую.

В Юсуповской больнице уже долгие годы успешно ведутся пациенты с данным видом патологии. Врачи добиваются колоссальных результатов не только при стертой дизартрии, но и при тяжелой степени заболевания.

Лечебная гимнастика

Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее. При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.

Лечение

Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (прием одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.

Массаж

Логопедический массаж при дизартрии нужно делать аккуратно, чтобы не причинить пациенту боль. Индивидуальный комплекс мероприятий разрабатывает логопед. Для улучшения артикуляционных способностей специалисты рекомендуют несколько техник массажных упражнений:

Область массирования  Методика 
Язык  Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины.
Губы  Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания.
Нёбо  Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями.

В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют дельфинотерапия, арттерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.

Специалисты Юсуповской больницы имеют высшие врачебные категории, многолетний опыт по успешному устранению патологии и используют только современное оборудование. Благодаря этому каждому пациенту оказывается квалифицированная помощь и подбирается самая результативная индивидуальная методика для лечения дизартрии.

Осложнения и последствия

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.
Предлагаем ознакомиться  Подросток не хочет учиться — что делать?

Особенности легкой степени дизартрии

При легкой степени дизартрии отсутствуют грубые нарушения. При первой степени дизартрии артикуляционная моторика не точная и замедленная. Речь понятна, но все-таки заметен некий дефект. Из-за него нарушается коммуникация. Пациенты предпочитают разговаривать, используя короткие слова и предложения. Нередко из-за дефекта речи возникают невротические расстройства.

У детей, функция речи которых только начинает формироваться, диагноз легкая дизартрия должен немедленно подвергаться лечению, чтобы предотвратить общее недоразвитие речевой функции в перспективе. Нелеченая дизартрия в будущем приведет к нарушению письменной речи. Если не корректировать нарушения речи в детском возрасте в перспективе это приведет к задержке психического развития ребенка. Дети с легкой степенью дизартрии получают обучение в общеобразовательных школах.

Грубых дефектов жевания и глотания нет, но иногда наблюдаются поперхивания и покашливания. Мимика пациента, как правило, не нарушена.

Особенности средней степени дизартрии

Средняя степень тяжести дизартрии уже характеризуется грубыми дефектами произношения, мимики, жевания и глотания. Речь при этой степени дизартрии становится нечленораздельной, смазанной, непонятной.

Дети со средней степенью дизартрии обучаются в специализированных школах. Родственники спустя определенное время привыкают и начинают понимать речь пациента. Мимика со средней степенью дизартрии скудная. В большинстве случаев наблюдается слюнотечение. Прием пищи затруднен вследствие дефектов жевания и глотания.

Особенности стертой дизартрии

Стертая дизартрия – патология, при которой наблюдаются негрубые нарушения нервной проводимости органов артикуляции. У пациентов есть легкие нарушения звуковоспроизведения и дефекты постановки ударения. Речь при стертой дизартрии не четкая и маловыразительная. У пациентов возникают сложности со звуковоспроизведением определенных фонетических групп, с их автоматизацией. Наиболее распространена эта форма среди детей. Признаки дизартрии наблюдаются и в письме – почерк при дизартрии неразборчивый, а пишут дети медленно.

Стертая дизартрия диагностируется при определении неврологического и логопедического статуса.

В зависимости от локализации очага отличаются и клинические проявления. При стертой корковой дизартрии нарушается только фонетика, с сохранностью фонематики и правильностью ударения, так как затрагивается только участок коркового центра.

В случае поражения ядер и ганглиев, наблюдаются выраженные нарушения ударения, а вот расстройства восприятия и произведение звуков практически сохранены, либо нарушены незначительно.

Псевдобульбарная дизартрия приводит к равномерному нарушению всех компонентов речи, так как поражаются пути проведения от коры к бульбарным ядрам.

Смешанная форма чаще включает дефект звукопроизношения и различия звуков.

Легкая степень стертой дизартрии характеризуется минимальными проявлениями дефектов произношения и ударения и достаточно часто остается не замеченной. Но при тщательном обследовании специалистом патология устанавливается. Коррекция легкой степени стертой дизартрии включает занятия на дыхание, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, логопедический и общий массаж, коррекцию речи и т.п.

Признаки заболевания

Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:

  • Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
  • Ограничение движений лицевых мышц;
  • Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
  • Нарушения ритма дыхания;
  • Изменение скорости речи;
  • Проблемы с жевательной функцией;
  • Неуклюжесть;
  • Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.

Причины

Причины образования дизартрии напрямую связаны с заболеваниями, нарушающими задние отделы участков лобной зоны и других частей головного мозга. Вследствие затрудненного движения языка и губ нарушается воспроизведение речи. В детском возрасте практически во всех случаях изменяется письменная речь, восприятие звуков и читательские способности.

У взрослых такие явления отмечаются гораздо реже. Часто дизартрия возникает при внутриутробном развитии. Факторы, вызвавшие болезнь — гестоз (поздний токсикоз), кислородное голодание плода, хронические болезни матери, травмы, полученные во время родов, недоношенность, удушье при рождении, детский церебральный паралич (ДЦП).

Предлагаем ознакомиться  Как отличить странные привычки от серьезных психических болезней

В раннем возрасте болезнь диагностируется из-за перенесенного гнойного отита, менингита, отравлений тяжелой формы, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, а также из-за черепно-мозговых травм. У взрослых дизартрия становится следствием:

  • Опухоли головного мозга или мозжечка;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Демиелинизирующего заболевания (болезнь головного мозга);
  • Перенесённого инсульта;
  • Сифилитического поражения спинного или головного мозга;
  • Черепно-мозговых травм;
  • Абсцесса (гнойного воспаления) мозжечка;
  • Тяжёлых отравлений ядами;
  • Болезни Паркинсона (дрожательный паралич);
  • Рассеянного склероза;
  • Тяжёлых инфекционных патологий;
  • Кровоизлияния в головной мозг;
  • Серьёзных нарушений нервной системы;
  • Аутоиммунного нервно-мышечного заболевания;
  • Болезни сосудов головного мозга;
  • Синдрома Фацио-Лонде (юношеский паралич);
  • Умственной отсталости (олигофрения).

Во взрослом и пожилом возрасте болезнь чаще всего возникает внезапно из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (кома после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта). Нередко причиной возникновения дизартрии становится неправильно проведенная операция на головном мозге и ботулизм (заболевание, связанное с отравлением).

Также патология может появляться из-за чрезмерного употребления алкогольных напитков, неправильного приема некоторых групп медикаментов и передозировки наркотическими средствами. К группе большого риска относятся дети до 2-летнего возраста, подростки и пожилые люди. В молодом возрасте патология диагностируется, но не так часто.

Болезнь имеет приобретенный характер, генетической предрасположенности она, как правило, не имеет. По наследству могут передаваться только патологии развития головного мозга, которые способствуют возникновению дизартрии.

Причины возникновения

Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.

Среди этих причин могут быть:

  • Гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • Асфиксия плода (удушение);
  • Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
  • Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
  • Соматические болезни будущей матери;
  • Травматические состояния во время беременности;
  • Нетипичное течение беременности;
  • Желтуха новорожденного;
  • Недоношенность плода;
  • Энцефалит или менингит;
  • Тяжелое отравление;
  • Гидроцефалия;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Средний отит (гнойный).

Симптомы

Симптоматика достаточно обширна, подразделяется на речевую и неречевую, а также различается в зависимости от разновидности патологического процесса. Нарушение артикуляции проявляется в чрезмерном напряжении, гипотонусе (ослаблении) или непроизвольном сокращении мышц.

Спастичность (особенность поведения мышечной ткани) мышц вызывает повышенное напряжение артикуляционных органов (губы, язык, нёбо). Также среди основных проявлений — гипертонус мышц шеи и лица. Из-за частичного паралича нёба возникает изменение голоса. Последствия ослабления мышц — ограничение движений языка, полуоткрытый рот, повышенное слюноотделение. Кроме этих проявлений существует симптоматика, характерная для определенного вида дизартрии:

  • Бульбарная. Отмечается потеря звонкости голоса, нечленораздельная речь, а также нарушение зрительных функций, нервной системы, речевого дыхания и мышечного тонуса. При бульбарной дизартрии пациентам сложно зажмуривать глаза и сдвигать брови. Звонкие звуки, как правило, отсутствуют, а глухие преобладают. Если поражение одностороннее, возможно появление асимметрии овала лица. На начальной стадии прием жидкости затрудняется тем, что при глотании она может попадать в носовую полость. По мере развития патологического процесса возникают проблемы с приемом пищи. Нередко пациенты жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и вялость.

  • Псевдобульбарная. Речь пациента становится заторможенной, нечленораздельной, обрывистой. Произношение звуков «ш», «ц», «ч», «щ» и «р» значительно затрудняется. Из-за чрезмерно высокого тонуса мышц языка смягчаются шипящие звуки, а буквы «и», «е», «ы» искажаются и становятся более «жесткими». Плотное сжатие губ практически невозможно, поэтому отмечается вытекание слюны из уголков рта. У малышей грудного возраста нарушаются сосательные рефлексы и возникают проблемы с глотанием.

  • Корковая. Характерная симптоматика — затруднение в произношении согласных звуков, растягивание слов или фраз, голос становится гнусавым, будто человек говорит «в нос». Из-за поражения кончика языка сложно произносить переднеязычные звуки — «т», «д», «с», «з», «л». У детей нарушается концентрация внимания, письменная речь и чтение. У взрослых часто наблюдается депрессивное состояние из-за ухудшения речевых способностей.

  • Экстрапирамидная. Из симптомов при экстрапирамидной дизартрии отмечается нарушения психоэмоционального состояния, невнятные фразы, повторы некоторых звуков. Часто пациент произносит звуки, похожие на слоги «гы» и «кы». Непроизвольное сокращение мышц приводит к насильственной улыбке и открытию рта. При этом присутствует повышенное слюноотделение и скопление слюны в уголках губ. Речь имеет свойство меняться. Она то ускоряется, то, наоборот, замедляется.

  • Мозжечковая. Проявляется болезнь расстройством плавности и ритмичности проговаривания слов, а также отсутствием ударений. Во время произношения протяжных гласных голос пациента дрожит. Часто возникает непостоянство силы голоса. Речь, как правило, затруднена, человек находится в напряженном состоянии из-за невозможности произношения определенных звуков. Появляется гипергидроз (чрезмерное потоотделение). В большинстве случаев нарушается координация движений, а пережевывание твердой пищи затруднено.

Предлагаем ознакомиться  Валерьянка в таблетках, каплях, настойка. Инструкция по применению, лечебные свойства, курс лечения, как принимать при беременности

Маленькие дети переносят нарушение тяжелее, чем взрослые. Объясняется это невозможностью правильно разговаривать. Часто заболевший ребенок теряет чувство уверенности и становится замкнутым.

Чтобы избежать перехода болезни в тяжелую форму, при обнаружении первой симптоматики необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Стационар Юсуповской больницы работает круглосуточно, поэтому пациенту будет оказана своевременная медицинская помощь даже в ночное время.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Выводы

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.

Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.

Отзывы родителей и врачей о методах лечения

Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:

  1. Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
  2. Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
  3. Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.

Заключение

Дизартрия – это серьезное нарушение речевой функции, которое мешает жить ребенку. Чтобы предупредить возникновение неблагоприятных последствий, нужно проводить профилактические мероприятия, направленные на улучшение здоровья женщин, а также детей до 1 года. При обнаружении болезни следует вовремя обращаться к врачу. Ранняя диагностика позволит своевременно начать терапию, полностью справиться с дефектом, вернуться к нормальной жизни.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector