Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) тест по психологии по теме

Теоретические основы

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Диагностика

Врач беседует с пациентом и подбирает методики для диагностики в индивидуальном порядке. Чтобы определить уровень тревожности, используют специальные тесты.

Инструкция к тесту

Предлагается ответить на вопросы анкеты, которая сопровождается следующей инструкцией: Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Отвечайте, пожалуйста, искренне.

Если состояний, указанных в вопросе, у Вас

  • никогда не было, поставьте 5 баллов;
  • если встречаются очень редко – 4 балла;
  • если бывают временами – 3 балла;
  • если они бывают часто – 2 балла;
  • если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Предлагаем ознакомиться  Акцентуация характера. Критерии диагностики акцентуаций и клинические разновидности: астеническая, шизоидная, истерическая, гипертимная, эпилептоидная, паранояльная. — Студопедия

Если вопрос Вам не понятен – обратитесь за разъяснением.

Интерпретация результатов

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая,
  • 31 — 44 балла — умеренная;
  • 45 и более — высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу.

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

Предлагаем ознакомиться  Чувство страха и тревоги без причины: как бороться самостоятельно и в чем причины

Как избавиться от чувства тревоги?

С состоянием, доставляющим дискомфорт можно справиться самостоятельно с помощью самоанализа, йоги, медитаций или обратиться за помощью к специалистам.

Литература

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
  2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124-126.
  3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121-122.

Метод спилбергера-ханина

Позволяет выяснить, связано ли внутреннее беспокойство с ситуацией или является личностным свойством. В тесте 2 шкалы.

Первая включает 20 вопросов и варианты ответов, среди которых нужно выбрать подходящий для вашей ситуации. Вторая содержит 40 вопросов и определяет уровень ситуативной тревожности. Для расшифровки ответов используют ключ. Чем выше показатель шкалы Спилбергера-Ханина, тем больше уровень беспокойства.

Назначение методики

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Назначение теста

Выявление состояние тревожности и депрессии, обусловленные неуравновешенностью нервных процессов.

Обработка и интерпретация результатов теста

Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

  • Алгебраическая сумма коэффициентов, большая 1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии.
  • Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии.
  • Промежуточные значения (от -1,28 до 1,28) говорят о неопределенности данных.
  • Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Предлагаем ознакомиться  Признаки завышенной самооценки у мужчин

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

  • Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
  • На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
  • Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Тест а.м. прихожан

Выявить социально-ситуационный страх и исследовать влияние внутреннего беспокойства на школьную успеваемость, помогает шкала тревожности Прихожан. Существует 2 формы: для детей 10-12 лет и 13-16 лет. Методика оценивает не симптомы волнения, а ситуации, способные его вызывать.

Ученики должны прочитать предложения на бланке, представить себя в такой ситуации. Если она не вызывает страха, в графе для ответов пишут цифру 0, небольшое волнение — 1, сильное опасение — 2, очень неприятнее беспокойство — 3. Когда ситуация совершенно неприемлема и провоцирует ужас, ставят цифру 4.

Тест спилбергера-ханина | пройти онлайн | yarmini.ru

В первом блоке (20 вопросов):

Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений.

Выбирайте ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Во втором блоке (20 вопросов):

Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений.

Выбирайте ответ в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

Над вопросами долго не задумывайтесь, правильных и неправильных ответов здесь нет.

Тест филлипса

Для выяснения эмоционального состояния детей младшего и среднего возраста востребован школьный тест Филлипса. В нём 58 вопросов, на которые требуется ответить «Да» или «Нет».

Если ответы не совпадают с ключом больше, чем на 50 %, то это проявление повышенной тревожности, несоответствие выше 75% говорит о высоком беспокойстве.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector