Девиантное и аддиктивное поведение

Содержание
  1. Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков
  2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков
  3. Влияние социально-экономических факторов на эмоциональные реакции и нарушения поведения детей и подростков с онкологическими заболеваниями
  4. Возможные последствия
  5. Индивидуально-психологические
  6. Конституционно-биологические
  7. Особенности суицидального поведения детей и подростков
  8. Привлечение детей и подростков с девиантным поведением в систему дополнительного образования
  9. Провоцирующие факторы
  10. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения детей и подростков в семье
  11. Распространенность аддиктивного поведения и аддикций среди детей и подростков
  12. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков
  13. Социально-психологические механизмы отклоняющегося поведения детей и подростков
  14. Способы лечения
  15. Факторы риска и факторы защиты от развития аддиктивного поведения у детей и подростков
  16. Формы зависимости

Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо способных осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для их совокупного определения часто применяется термин субъекты профилактики. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения специфичны свои институты,…

Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков

В литературе выделяются основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков (рис. 13.2). Рис. 13.2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей Охарактеризуем…

Влияние социально-экономических факторов на эмоциональные реакции и нарушения поведения детей и подростков с онкологическими заболеваниями

Онкологические заболевания у детей К сожалению, онкологические заболевания являются одной из ведущих причин смертности детей и подростков во всем мире. Несмотря на то что предпринимаются многочисленные попытки установить причины детского рака, многие исследователи сходятся во мнении о том, что…

Возможные последствия

Последствия химической и нехимической аддикции для подросткового организма и психики носят устрашающий характер. Любое аддиктивное поведение приводит к разрушению клеток мозга, а химическая еще и нарушает работу всего организма, вплоть до полного отмирания органов и их систем.

Психика аддиктов не развивается, интеллект стоит на месте. Индивид не способен решить элементарную задачу. Аддикты не желают брать на себя даже самую маленькую ответственность, постоянно врут. Предметы зависимости приносят удовольствие только на первых 3-х этапах, позже индивиду приходится искать новые источники удовлетворения.

Индивидуально-психологические

Сюда относится стремление тинейджера соответствовать социально значимой для него группе одногодок или старшей группе подростков. Подражание детям, употребляющим спиртное, психотропы, желание показать себя полноправной ячейкой общества. Очень часто, отказываясь совершать поступки, которые считаются значимыми в определенной социальной группе, подросток становится предметом насмешек, детского буллинга. Поэтому слабая личность идет на поводу у более влиятельных особ.

Предлагаем ознакомиться  Психические расстройства: разнообразные нарушения человеческой психики

Личностное неблагополучие спровоцировано наличием аномальных черт характера (гедонизм, снижение или повышение самооценки, неустойчивость психики, авантюризм, повышение конформности).

В эту группу факторов включают протестные реакции против педагогического давления со стороны взрослых, сверстников, нейтрализацию негативных эмоций, любопытство. В процессе развития личности на аддиктивное поведение может повлиять любой фактор как негативный, так и позитивный. Причины зависимости у подростков очень многогранны и не могут являться основополагающими в поведении определенного индивида.

Главная роль отводится переживанию подростком своей личной «драмы» – межличностного конфликта.

Конституционно-биологические

Конституционно-биологический фактор заключается в особенностях развития психики индивида. Очень часто человек не может себя позиционировать иначе, кроме, как посредством употребления допинга. Психические отклонения часто начинают проявляться в подростковом возрасте. Некоторые из них являются приобретенными в процессе взросления, другие же принесены из детства.

Страх темноты часто перерастает в подростковом возрасте в боязнь зеркал, нежелание оставаться в одиночестве, манию преследования и пр. К понятию нервно-психических недостатков относят поражения ГМ разной степени тяжести (травмы, сотрясение, кровоизлияние, внутричерепное давление), эмоционально-волевую недоразвитость, умственную отсталость. В отдельную группу выделяют такие психические отклонения, как психопатия, акцентуации характера.

Теснее всего с необходимостью потребления психоактивных компонентов связаны следующие типы акцентуаций характера подростков:

  • гипертимный;
  • гипервозбудимый;
  • истероидный;
  • эпилептоидный;
  • неустойчивый.

Наиболее часто встречается неустойчивый тип акцентуации характера среди подростков. Очень сложно сразу перепрыгнуть от негативных ощущений к положительным. Подростки стараются сделать это методом, не требующим особых усилий и продуктивной деятельности, что легко осуществляется при помощи психоактивных веществ.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Представления о смерти на протяжении детства проходят несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т.п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни с собственной личностью,…

Привлечение детей и подростков с девиантным поведением в систему дополнительного образования

Это наиболее сложная задача для педагога дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования — это сфера реализации интересов личности, а у несовершеннолетних, характеризующихся сформированным отклоняющимся поведением, такие интересы, как правило, ограничиваются девиантным полем самореализации….

Провоцирующие факторы

У любого поступка, совершаемого человеком, есть своя подоплека, причина, подтолкнувшая индивида. Исходя из психологического портрета, в зону риска входят дети слишком ранимые, более восприимчивые, чем остальные, подвергающиеся домашнему насилию, воспитывающиеся в строгости. Индивид всем своим поведением просит помощи. И это нельзя игнорировать.

Психологи выделяют 4 главные причины.

  1. Социально-экономические: глобальные и традиционные.
  2. Конституционно-биологические.
  3. Социальные.
  4. Индивидуальные.
Предлагаем ознакомиться  Почему люди становятся циниками: типы и проявления

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения детей и подростков в семье

Сущность проблемы девиантного поведения детей Проблема девиантного поведения детей и подростков относится к числу дискуссионных как с точки зрения причин ее возникновения, так и относительно путей и способов ее решения. В настоящее время для практики социальной работы характерны различные под…

Распространенность аддиктивного поведения и аддикций среди детей и подростков

Средний возраст начала употребления ПАВ на сегодняшний день составляет 9—12 лет См.: Наркология. Национальное руководство / под ред. Н. Н. Иванца, И. П. Анохиной, М. А. Винниковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. . По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число подростков, страдающих…

Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков

Семейные дисфункции и проблемные дети.Ребенок в «алкогольной» семье.Семья и наркозависимость подростков. Успешное изучение темы позволит: 1. Иметь представление Успешное изучение темы позволит: о характеристиках дисфункциональной семьи, семейных дисфункций и…

Социально-психологические механизмы отклоняющегося поведения детей и подростков

Отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение называют девиантным. Оно включает асоциальные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Такое поведение может быть результатом нарушений психического здоровья у людей с явной или скрытой психопатологией….

Способы лечения

Психологическая зависимость у подростков тяжело поддается лечению. Полное исцеление возможно только на начальных этапах аддикции. К большому сожалению, на 4-5 этапах формирования абстиненции лечение уже является бессмысленным. Мозговые клетки начали деградировать и большинство из них полностью разрушено. При химических зависимостях нередко на 5 этапе внутренние органы функционируют только наполовину.

Успех лечения будет зависеть от возможности понимания и устранения причины, послужившей отправной точкой для формирования зависимости. Индивид должен четко осознавать, что посредством употребления психотропов и осуществления определенной деятельности его проблема не решится. Подросток должен понимать, что ему нужно для достижения гармонии с собой, обществом.

  1. При сильно выраженной абстиненции лечение проходит в условиях стационара, с использованием препаратов, снимающих симптомы. Параллельно в запущенных случаях проводится восстановительная терапия для всего организма. Показаны препараты ноотропного действия, улучшающие работоспособность мозга, снимающие действие психотропных веществ.
  2. Обычно трудных подростков лечат в группах, используя когнитивно-поведенческую модерацию. В группе индивиды учатся решать свои проблемы. На начальных этапах происходит знакомство с ситуациями, проблемами, существующими в жизни каждого участника. Подростки сначала только слушают друг друга, учатся общаться и анализировать, не перебивая других участников и не пытаясь им советовать.
  3. Проводятся различные игры, упражнения, в которых детям предлагается решить определенную проблему без попыток уйти от реальности. После удачной адаптационной работы в группе, подросткам дается задание на дом. Если есть проблема с общением, индивиду предлагается посетить многолюдное место и завести знакомство с человеком. На последних этапах в группе обсуждаются вопросы удачного прохождения терапии и проблемы, которые так и не удалось решить за все это время: избавиться от агрессии и т. п. На этом этапе все участники могут предлагать свои варианты решения непосильной задачи.
Предлагаем ознакомиться  Что делать, если девушка не отвечает на сообщения? И почему она это делает?

Успех лечения определяется возможностью индивидов, проходящих терапию, применять полученные навыки на практике.

Факторы риска и факторы защиты от развития аддиктивного поведения у детей и подростков

В наркологии обычно выделяют три группы факторов, которые увеличивают шансы индивида стать потребителем и зависимым от ПАВ, так называемые факторы риска — социальные, психологические и медико-биологические. Социальные факторы, в свою очередь, делятся на макросоциальные и микросоциальные. Кроме того,…

Формы зависимости

Аддиктивное поведение, проявляющееся в подростковом возрасте, совершенно ничем не отличается от такового у взрослого. Выделяют 2 подвида:

  1. химическая;
  2. нехимическая.

Химическая аддикция заключается в употреблении любых веществ, которые способны оказывать влияние на ЦНС, активизируя центры удовольствия (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, курение кальяна, курительных смесей, лекарственные препараты, некоторые виды ядов).

К нехимическим разновидностям аддикции относится любая деятельность, разрушающая психику индивида. До недавнего времени не существовало вообще таких понятий, как игромания, номофобия и зависимость от соцсетей, но сегодня их также причисляют к списку нехимических зависимостей. Сюда же относится аддиктивное сексуальное поведение, переедание, головки, трудоголизм, длительные прослушивания низкочастотных музыкальных произведений, участие в сектах, экстремистских группировках, манипулирование своим психическим состоянием, мазохизм и пр. Список можно продолжать бесконечно. На сегодняшний день проблема психических отклонений у детей подросткового возраста стоит очень остро.

Аддиктивное поведение может привести к серьезным последствиям в будущем как для самого индивида, так и для окружающих:

  • маниакальный синдром;
  • психосоматические заболевания;
  • тенденция к убийству или самоубийству;
  • полный разрыв связей с обществом;
  • шизофрения;
  • деградация личности.

Главное, разобраться, что может послужить причиной желания уйти от действительности, проявлять агрессию по отношению к окружающему миру.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector