Как помочь ребёнку справиться со своими страхами

Часто бывает, что ребенок, который испытывает страх, стоя у доски, попытается сделать свое присутствие во время ответа как можно более незаметным.

Во время ответа он может говорить под нос, мямлить, пытаться отвечать почти шепотом. Такой ответ, скорее всего, только раздражает учителя, вынуждая повысить на отвечающего голос. Подобное поведение со стороны преподавателя только усилит боязнь ребенка отвечать у доски. Бывает, что ребенок, который боится отвечать, вообще не выходит к доске.

Страх ответа у доски может быть вызван какой либо напряженной обстановкой или случаем, который когда-то сильно травмировал ребенка.

Например, у ребенка не заладились отношения с определенной учительницей, которая когда-то неприятно отозвалась о нем, или же проявила агрессию в его сторону, отругала за что-либо. Ребенок может реагировать на вызов к доске негативно, если его вызывает именно эта учительница.

Такой же случай может произойти, если у ребенка имеются конфликты с одноклассниками, которые критикуют или обзывают его. В этом случает нежелание идти к доске вызвано мыслью, что одноклассники, во время его ответа могут снова его высмеять.

В первые месяцы жизни

Беспокойство у младенцев зачастую связано с неудовлетворением их физиологических потребностей. Позднее появляется потребность в эмоциональном контакте с мамой. Если мама строга, неласкова, редко подходит и улыбается ребенку, он становится капризным, беспокойным. Также малыши боятся разлуки с мамой, чужих людей и громких звуков.

Предлагаем ознакомиться  Особенности психических функций дошкольников с ЗПР

Во время беременности мамы

Да-да, знакомство с чувством страха происходит у ребенка еще во внутриутробном развитии, когда мама испытывает сильное беспокойство. Выделяемая порция гормонов попадает через плаценту от мамы к ребенку, и в ответ на это малыш может проявлять сильное двигательное беспокойство – толкаться, пинаться. Так он реагирует на страх.

Дневные страхи

Дневные страхи у детей бывают:

  1. Природные (основаны на инстинкте самосохранения): страх смерти, темноты, высоты, животных, стихии, громких звуков, замкнутого пространства, боли.
  2. Социальные: страх одиночества, людей, наказания, опоздания, осуждения.
  3. Ситуативные: страх как последствие психотравмирующей ситуации (ребенок, который чуть не утонул в озере, теперь боится плавать даже в бассейне).
  4. Личностные: страхи связаны с индивидуальными особенностями ребенка (стеснительностью, замкнутостью, тревожностью).
  5. Воображаемые: страх чудовищ, Зеленой Руки, Черной Маски и т.д.
  6. Навязчивые страхи или фобии: сильный и непреодолимый страх, связанный с каким-либо событием или явлением в жизни человека.

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Пути решения проблемы

Определив конкретную проблему, которая мешает школьным успехам сына или дочери, родители должны сделать всё для её устранения.

Рисование

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

С 6 до 7 лет

В старшем дошкольном возрасте дети начинают бояться смерти. Как своей, так и смерти родителей.

Также остаются сильны страхи темноты и одиночества. Страх сказочных персонажей сменяется страхом привидений, монстров, агрессивных персонажей мультфильмов и компьютерных игр.

Предлагаем ознакомиться  Формы умственной отсталости у детей

Сказкотерапия

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Специальные психологические упражнения

Эмоции и настроение тесно связаны с мышцами. Так, у человека, который волнуется, напрягается тело и лицевые мускулы, возникают спазмы в горле. Поэтому стеснительного школьника важно научить расслаблять с помощью подобных упражнений (их можно делать прямо во время урока):

  1. «Воздушный шарик». Нужно мысленно «надуть» шарик, досчитать до десяти, а потом быстро расслабить мышцы рта и щёк.
  2. «Штанга». Аналогичное упражнение на мышцы плеч и спины. Ребёнок воображает себя штангистом, устанавливающим рекорд. Он напрягает спинные и плечевые мышцы, а затем мгновенно их расслабляет (как будто бросает штангу на пол).

Установите приложение “где мои дети” прямо сейчас

Узнайте, чего ваш ребёнок боится в школе, всё ли у него в порядке в классе или в отношениях со сверстниками

Установите программу “где мои дети”

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами

Оцените статью
Консультант
Adblock detector