Логофобия, Течение заикания — Заикание как вид речевого нарушения

Общие сведения

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Современная теория заикания. этиология, патогенез, классификация

Заикания. Речевая и неречевая симптоматика заикания.

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался). В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов.

В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог. Причины заикания:1 группа – предрасполагающие: 1)Соматическая ослабленность

2)Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание

3)Переученная леворукость

2 группа – вызывающие: 1)Психотравма: -острая, одномоментная.

-микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых. 2)Подражание.

Речевая симптоматика:

1)Судороги.

-Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается. -Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи. -Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические. Место локализации судорог: Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

2)Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Неречевая симптоматика

1)Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.

2)Маскировка.

Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

-невнятное тихое бормотание. -Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.) 3) Симптомы личностных изменений.

Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.

Предлагаем ознакомиться  Почему возникает тревога по утрам после сна и как от нее избавиться

Характерологические изменения:

Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.

Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.

Классификация заикания.

По этиологическому признаку.

A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: > заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в речи; > связанное с левшеством; > по подражанию; > сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

По анатомо-физиологическому признаку.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: > дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; > дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]

Так, В. С. Кочергина выделяет > детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность поведения; > детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; > детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно- сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии; > детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

По форме заикания.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания: > тоническая, > клоническая

В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

24. Проблемы изучения алалии. Основные научные направления дифференциации алалии как самостоятельного речевого расстройства.

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до 3х лет.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

1.алалия – это системное нарушение формирования речи. Нарушены все компоненты речевой функциональной системы (лексика – грамматическая, фонетика – фонематическая) страдает с разной степенью выраженности экспрессивная и импрессивная речь.

2.страдает вся речевая деятельность: мотивация высказывания, языковое программирование, моторная реализация

3.алалия это расстройство центрального органического характера. Страдают речевые зоны К.Г.М., поражение ЦНС до начала формирования речи (до 1,5 лет)

4.алалия наблюдается с достаточным слухом и первично сохранным интеллектом.

Проблемы изучения алалии – одни из самых сложных в логопедии. До сих пор остается много неясного в вопросах природы этого нарушения.

Предлагаем ознакомиться  Опасна ли кратковременная потеря памяти, и какие меры надо предпринять, чтобы она не повторялась

История изучения алалии. (Условно можно выделить несколько этапов)

I этап. В 1877г. Кусмауль описал случай отсутствия речи у 4х летних детей с нормальным слухом и интеллектом. Это 1ое описание алалии. Однако Кусмауль назвал данное расстройство врожденной афазией.

1888г австриец Коен (фониатор – лор) описал симптом нарушения развития речи у детей используя термин идеопатическая алалия (безречие неясного происхождения)

Конец 19 начало 20ввсимптом алалии изучали и описали Гуцман, Либман. По ней они судили о механизмах данного расстройства.

П этап Начало 20столетия в связи с развитием наук физиологии, неврологии, лингвистики, психологии расширились представления о картине проявления алалии. Нарушение речи стали связывать с состоянием всего организма. С неврологическим и психологическим статусом индивида, его личности. Ученые высказывают мнения в отношении локализации поражения Ц.Н.С. при алалии. Подробно рассматривал неврологический симптом алалии Олтушевский, Богданов – Березовский.

Ш этап Середина 20 столетияактивно начинают изучения механизмов алалии различные специалисты

1.клинические

2.клиникофизиологичесгические

3.неврологические

4.психологические

5.психолингвистические

6.педагогические

IV этап В 60х годах 20в. Роза Константиновна Орфинская 1ая из отечественных ученых изучала алалию. Следом изучать алалию продолжили ее ученики коллеги Евгения Федоровна Соботович, Ковшиков Валерий Анатольевич.

Различные аспекты изучения алалии (механизмы)

Алалия – сложное системное расстройство, связанное с недостаточностью центральных отделов мозга.

Психофизиологический аспект

Изучения алалии (сенсомоторный, анализаторный) связывает ее механизм с несовершенной моторной или сенсорной сторон речи.

При моторной алалии в силу несовершенного функционирования центрального отдела речи — двигательного анализатора нарушается производства артикуляционного движения и грубо страдает экспрессивная речь.Механизм моторной алалиисвязан с артикуляторной диспраксией. (диспраксия = апраксия — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений)

При сенсорной алалии несовершенность сенсорной стороны речи обуславливает возникновение сенсорной алалии.Механизм сенсорной алалии– слуховая агнозия

Психологический аспект

Связывает механизм алалии с недостаточностью значимых для формирования речи психических функций:

— восприятия

— внимания

— памяти

— мыслительных процессов

первичное недоразвитие всех психических функций приводит к грубому нарушению.

Лингвистический аспект

Алалия–языковое расстройство и ее механизм связан с неполноценностью языковой системой.

Диагностика алалии от сходных состояний: — с временной задержкой речевого развития (ЗРР) – ребенок может говорить, но не хочет. — детский аутизм (мутизм – отказ от речи)- проблема психолога. — У/о- тотальное недоразвитие всех психических функций.

— Сенсорную алалию смешивают с глухотой и слабослышащими. Голос глухого и слабосл. особый, фальцетный, немодулированный, а у алалика — норма. Мимика и жесты глухого беззвучны, а сенс. алалики имитируют речь окружающих. При особых условиях для восприятия речи – глухой повторит, алалик нет.

Течение заикания

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем исчезает либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

Регредиентный тип — постепенно исчезает вся симптоматика заикания. Ослабляется его тяжесть, убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие или содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения речевого нарушения.

Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте — под влиянием адекватных Лого — коррекционных воздействий. В том случае если заикание не проходит спонтанно в течение 6 месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобретает хроническое течение. При хроническом течении заикания выделяют следующие типы.

Стационарный тип — речевой дефект протекает стабильно и монотонно, т.е. выраженность заикания логофобии, сопутствующие психопатологические и моторные нарушения на протяжении определенного периода времени не претерпевают изменений. Заикание не меняется ни по тяжести проявления, ни по клинической картине.

Рецидивирующий тип- чередование периодов плавной речи и заикания.

Предлагаем ознакомиться  Как ввести в гипноз человека незаметно для него

Волнообразный тип — периодические колебания различной длительности в сторону то улучшения, то ухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не происходит. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими- либо причинами: например, ухудшение речи в осеннее — весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

Прогредиентный тип — существует тенденция к усилению заикания. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

 

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Значительно снижена

Чаще повышена

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Любой

Тахилалия

Звукопроизношение

Обычная

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Разная

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Типичен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Выражена

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редко встречаются

Встречаются часто

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector