Клинические формы дизартрии | Социальная сеть работников образования

Бульбарная форма дизартрии

Бульбарная форма дизартрии обусловлена вялым параличом, связанным с поражением вещества продолговатого мозга и ядер черепно-мозговых нервов. Здесь же проходят проводящие пути (нисходящие и восходящие), которые связывают продолговатый мозг со спинным мозгом, верхним отделом ствола мозга, стриопаллидарной системой, корой больших полушарий, ретикулярной формацией, лимбической системой.

В отличие от других форм дизартрии, при бульбарной дизартрии могут быть поражены изолированные мышечные группы, что обусловлено нарушением функции конкретных черепно-мозговых или спинно-мозговых нервов (с двух сторон), а также их комбинацией.

Симптомокомплекс двигательных расстройств в виде вялого паралича обусловлен очаговым поражением ядер, корешков или периферических стволов IX (языкоглоточный), X (блуждающий) и XII (подъязычный) черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна этих нервов иннервируют мышцы глотки, гортани надгортанника, язычка мягкого неба, языка.

Параличи мышц глотки приводят к затрудненному глотанию, поэтому при глотании больные поперхиваются. Паралич мышц надгортанника приводит к попаданию жидкой пищи в гортань и трахею.

Паралич мышц гортани приводит к провисанию голосовых складок, что вызывает афонию или гипофонию — голос становится беззвучным.

Из-за провисания мягкого неба голос может приобретать назализованный оттенок.

Наряду с нарушением артикуляции и голоса страдают такие важные безусловно-рефлекторные функции, как жевание и глотание (дисфагия или афагия).

Небный и глоточный рефлексы исчезают.

При бульбарном параличе мышцы артикуляторного, голосового и дыхательного отделов периферического аппарата имеют низкий тонус и характеризуются гипотонией, вплоть до атонии, нарушением кровоснабжения. Особенно резко ухудшен отток крови, так как вены атоничны, расширены. Мышцы уменьшаются в объеме, становятся резко ослабленными, гипотоническими или полностью атоническими, и не реагируют рефлекторно на раздражения (арефлексия).

Фаскуляции представляют собой видимые глазом аритмичные, изолированные подергивания в волокнах мышцы, находящейся в состоянии покоя.

Фибрилляции — спонтанные сокращения отдельных мышечных волокон, которые внешне не видны.

При обследовании ротовой полости обнаруживается, что в тех случаях, когда парализована мышца языка, язык истончен, иногда отмечается синюшность, нередко исчерчен участками более бледного цвета (атрофия), в случаях выраженных атрофии видны фасцикуляции. Он лежит плашмя на дне ротовой полости, не участвует в захватывании и продвигании пищевого комка. Больной не в состоянии осуществить произвольные движения: высунуть язык вперед, в бок, вниз и вверх.

При вялом параличе мягкого нёба отмечается его бледность, оно свисает в ротовую полость, нередко касаясь маленьким язычком корня языка.

Губы синюшны, истончены, не могут раздвинуться в улыбке, сделать «трубочку» и плотно смыкаться. Лицо бледное, аммимичное.

У взрослых с бульбарной дизартрией полностью сохраняется понимание речи окружающих, чтение про себя и письменная речь.

У всех больных с бульбарной дизартрией нарушается речевая артикуляция, а значит, страдает фонетическое оформление речи, в то же время грамматический строй и возможности использования словаря в полном объеме не меняются.

Речь таких больных звучит как невнятная, смазанная, неразборчивая, является трудной для восприятия слушателями.

Основные понятия:

  • Бульбарная дизартрия характеризуется снижением тонуса мышц речевого аппарата в связи с органическим поражением моторных нейронов в продолговатом отделе мозга.
  • Нарушения моторной реализации фонологической системы речи, замещение ее набором звуков нередко чуждых русской звуковой системе и объединяемых по принципу их анатомо-физиологической доступности. Динамика и варианты зависят от распределения и степени пареза мышц периферического речевого аппарата.
  • У лиц со сформировавшейся до заболевания устной речью нарушается моторная реализация звуковой системы русского языка по следующим закономерностям:
  • парез мышц голосовых складок, резко снижающий амплитуду их колебаний и возможность достаточного накопления подскладочного давления воздуха, влечет за собой оглушение согласных и гласных звуков со стиранием в произношении фонологических противопоставлений по признакам звонкий-глухой, шумный-сонант, гласный-согласный;
  • парез мышц мягкого неба, вызывающего пассивное провисание небной занавески в ротовую полость, приводит к исчезновению моторной противоположности звуков по принципу ротоносовой (назализация);
  • парез мышц губ и языка (преимущественно в том или другом отделе) вызывает замену взрывных звуков и аффрикат соответствующими щелевыми, упрощение характера щели, замену звуков р, л на щелевые;
  • парез мышц языка, губ и нижней челюсти имеет следствием стирание различий в фонологических противопоставлений гласных звуков по признакам высоты, ряда и углубленности.
Предлагаем ознакомиться  Причины разводов в современных семьях

Псевдобульбарная форма дизартрии

Псевдобульбарная форма дизартрии обусловлена спастическим параличом мышц периферического артикуляционного аппарата. Центральный паралич характеризуется высоким тонусом мышц, расширенной зоной безусловных рефлексов. Движения замедлены, объем движений сокращен.

Неречевая симптоматика при псевдобульбарной дизартрии.

При псевдобульбарной дизартрии может нарушаться функция глотания. С этим явлением связано попадание пищи в полость носа и в силу снижения частоты глотательных движений и отсутствия произвольного контроля за наполнением ротовой полости слюной.

Слюнотечение может наблюдаться как в процессе речи, так и при письме, а также в покое и особенно при волнении. Чем более выражена спастичность мышц, тем более затруднены и замедлены глотательные движения.

У человека со спастическим параличом мимика обеднена, нередко отражает выражение застывших мимических движений: улыбки или, напротив, недовольного выражения лица.

У таких больных наблюдаются непроизвольные смех, в более тяжелых случаях они приобретают характер стереотипа, их трудно остановить.

Все движения замедлены, имеют малый объем, в связи с чем и темп речи замедлен. В силу того, что фазы дыхательных циклов укорочены, укорочен и речевой выдох, поэтому наблюдаются «обрыв» фразы, обрыв «тона».

Так как центральный двигательный путь представляет собой проводящий путь от нейрона коры к нейрону продолговатого или спинного мозга, т.е. нейрону, через который реализуется движение, то становится понятным почему у взрослых с псевдобульбарной дизартрией нарушается контроль за движением.

Основные понятия:

  1. Псевдобульбарная дизартрия представляет собой один из симптомов центрального, т.е. спастического паралича и выражается в расстройстве речевых движении.
  2. Избирательно нарушаются произвольные движения при сохранности непроизвольных (рефлекторных), в том числе сложных эмоционально-выраженных, двигательных реакций.
  3. В любой языковой системе и при любой степени выраженности спастического паралича, прежде всего, нарушаются сложно артикулируемые звуки. При тяжелой степени паралича все согласные звуки конвергируют к щелевым, причем сложная форма щели заменяется упрощенной, т.е. плоской. Согласные звуки акустически отодвинуты назад, глухие могут быть озвончены, а звонкие оглушены. Гласные звуки акустически сдвинуты назад.
  4. Все звуки, в том числе и гласные, имеют назализованный оттенок (открытая назализованность). Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый, не модулирован.
  5. Речь в целом смазанная, невнятная. Темп замедлен. Фразы короткие. Просодическая характеристика речи резко обеднена. Речь монотонна, характеризуется отсутствием выразительных интонации.

Возможные осложнения

Бульбарная дизартрия у взрослых нередко приводит к социальной изоляции. Из-за трудностей с произношением звуков человек начинает избегать общения с людьми. Пациент осознает свой дефект речи. Это может стать причиной депрессии и невротических расстройств.

Однако психологические проблемы — далеко не единственное негативное последствие бульбарной формы дизартрии. Эта патология может крайне отрицательно сказаться на физическом здоровье и спровоцировать следующие осложнения:

  1. Аспирационную пневмонию. Вследствие дисфагии пища часто попадает в дыхательные пути. Это может привести к воспалению легких.
  2. Паралич мышц гортани. Из-за нарушения иннервации мускулатура гортани может оказаться полностью обездвижена. Это приводит к серьезным расстройствам дыхания и даже к удушью.
  3. Бульбарный паралич. Это наиболее опасное осложнение. Оно возникает при поражении ядер бульбарных нервов, которые расположены в продолговатом мозге. Паралич может распространяться на дыхательный и сердечно-сосудистый центр, что приводит к гибели пациента.
Предлагаем ознакомиться  Что такое фрустрация? Как изменить негативные состояния и сильно улучшить свою жизнь

Если данная патология возникла у ребенка дошкольного возраста, то это может отрицательно сказаться на его психическом развитии. Дисграфия и дислексия — довольно частые последствия дизартрии у детей. Что это за нарушения? При дисграфии ребенок с большим трудом овладевает письмом, а при дислексии возникают проблемы с чтением. Это связано с тем, что у таких детей затруднена мелкая моторика и восприятие информации.

Диагностика болезни

Для того чтобы с уверенностью диагностировать такой недуг, необходимо пройти обследование у двух ведущих специалистов, для которых такое заболевание профильное:

Логопед осматривает весь функциональный аппарат, который принимает участие в создании речи. Оценивает звукопроизношение и подвижность лицевой мускулатуры.

Деятельность невропатолога заключается в том, чтобы он тоже диагностировал стадию развития заболевания.

Далее назначается лечение.

Мозжечковая форма дизартрии

Возникает при поражении мозжечка или его путей и при кровоизлияниях в мозжечок или при его опухолях.Основные понятия:

  1. При поражении мозжечка и его путей отмечаются снижения тонуса мышц, дисметрия движении.
  2. Своеобразная просодическая характеристика: непостоянство силы голоса, его затухание, паузирование, скандированность речи.
  3. Распад ударных слогов и согласных в конце слова обусловливает невнятность речевого потока.
  4. Дыхательная атаксия представлена тремором дыхательных мышц, приводящим к толчкообразному характеру дыхания, «дрожанию» голоса.
  5. Напряженная поза в процессе речевого высказывания сопровождается вазомоторными реакциями (краснеет либо бледнеет).

Подкорковая или «экстрапирамидная» дизартрияЭта форма также, как и псевдобульбарная, относится к числу наиболее частых. Она обусловлена очаговым поражением таких ядер как хвостатое, чечевичное (скорлупа и бледный шар), таламус, субталамические, красная, черная субстанции, а также их связей с другими структурами мозга.Основные понятия:

  1. Экстрапирамидная форма дизартрии связана с поражением подкорковых образований мозга.
  2. Гиперкинезы и меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата грубо искажают речь.
  3. Отсутствуют стабильность и однотипность артикуляторных (а значит фонетических) нарушений.
  4. Имеются рассогласования во времени сокращения дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры в процессе устной речи.
  5. Нарушение голосообразования проявляется в трудностях произвольного подключения голоса и быстром его истощении в процессе речи.
  6. Нарушается плавность речи и ее интонационно-мелодическая структура.

Прогноз

Можно ли полностью избавиться от бульбарной дизартрии? Прогноз данного нарушения речи полностью зависит от его этиологии. При своевременной медикаментозной терапии и регулярных логопедических занятиях возможна полная нормализация речи и глотательной функции. Однако при этом очень важно пройти курс этиотропного лечения и устранить причину дизартрии.

Если лечение было начато слишком поздно, то даже после медикаментозной терапии и логопедической работы у пациента сохраняются небольшие нарушения речи. В запущенных случаях восстановить нормальную артикуляцию не всегда возможно.

При бульбарном параличе прогноз значительно ухудшается. Пациент может погибнуть от остановки дыхания или сердечной деятельности. Неблагоприятный исход нередко отмечается при опухолях мозга и дегенеративных поражениях ЦНС.

Разные формы дизартрии: сходство и отличия

В логопедии и неврологии выделяют разные формы расстройств артикуляции. Очень важно дифференцировать бульбарную и псевдобульбарную дизартрию. Симптоматика этих двух форм нарушений речи может быть схожа. Обе разновидности дизартрии сопровождаются нечетким и чрезмерно тихим произнесением звуков.

При псевдобульбарной дизартрии поражаются клетки головного мозга. При бульбарной форме патологии повреждение возникает только на периферических нервах. Псевдобульбарная дизартрия сопровождается общими неврологическими проявлениями:

  • значительным ухудшением памяти;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • снижением двигательной активности.

Кроме этого, при бульбарной форме отмечается ослабление и атрофия мышц речевого аппарата. При псевдобульбарной дизартрии тонус мускулатуры глотки и языка повышен. Самостоятельно очень трудно отличить эти две формы патологии. Точную дифференциальную диагностику может провести только врач-невролог.

Характеристика заболевания

Бульбарная дизартрия характеризуется тем, что нарушаются ответственные за речевую функцию органы, такая патология обусловлена поражением периферических нейронов, отвечающих за двигательную функцию. В рассматриваемом случае клетки располагаются непосредственно в продолговатом отделе головного мозга, а уже их отростки занимаются формированием двигательных нервных окончаний, и когда они поражаются, то блокируются сигнальные импульсы и следующим этапом развития патологии идет возникновение бульбарного паралича.

Предлагаем ознакомиться  Мнительность: что это такое и как вести себя с мнительным человеком?

При бульбарном типе поражения происходит нарушение в следующих органах:

  1. подъязычного нерва;
  2. языкоглоточного нерва;
  3. лицевого нерва;
  4. блуждающего нерва.

А также характерными признаками рассматриваемого заболевания становится нарушение связи между органами, то есть между мышцами, отвечающими за работу речевого аппарата и центральной нервной системой. У больных наблюдается ослабление функций следующих органов:

  • гортани;
  • мягкого нёба;
  • а также глотки.

Сильно ослабляется и основной орган, который выполняет функции артикуляции, то есть язык, а также губа.

И так как ограничена речевая подвижность и лицевая мускулатура не способна работать в полной мере, то тип речи становится вялым.

Голос пациентов значительно слабеет, речь не внятная, замедленная и абсолютно не четкая. Оттенок назальности появляется вследствие того, что воздушный поток при выдыхании свободно выходит через нос.

У людей с таким заболеванием отсутствует возможность произнесения звонких звуков, а если в слове попадаются гласные буквы, то звук переходит в нейтральный. Звуки, для произнесения которых задействованы губы, искажены.

Часть 3. дизартрии. клинические формы дизартрии у взрослых.

   Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики.  Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий  логопедической  помощи.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
  • клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
  • провести дифференциальную диагностику дизартрии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

 Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления  заключения;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дизартрии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
  • современной отечественной классификацией дизартрий;
  • методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector