- Что такое арт-терапия?
- Введение
- Влияние на ребенка развода родителей
- Зоотерапия для детей
- Игровая терапия с куклами или игрушками.
- Использование изобразительной продукции в качестве переходного объекта
- История клиента
- Представление о переходных объектах в теории винникотта
- Разновидности арт-терапии
- Условия проведения психотерапии
- Заключение
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.
Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.
Введение
Дети часто реагируют на развод родителей снижением самооценки и подавляя в себе чувства раздражения и утраты. Нередко они замыкаются в себе или становятся агрессивными. Переживая повышенное психическое напряжение, дети могут вновь обращаться к использованию так называемых переходных объектов, применение которых характерно для более раннего периода развития, связанного с отделением от матери, когда дети чувствуют себя неспособными контролировать ситуацию (Winnicott, 1971).
В данной статье описывается работа с 12-летним мальчиком, который проходил курс индивидуальной арт-терапии в течение восьми месяцев. Терапия проводилась в Нью-Йорке, в районе Южного Бронкса. Без какой-либо инструкции со стороны арт-терапевта мальчик начал приносить на занятия из дома некоторые личные вещи и неоднократно использовал их во время изобразительной работы.
Влияние на ребенка развода родителей
Каждый год примерно один миллион детей в США переживают развод своих родителей (Eldridge & Sutton, 2008). Данная величина, однако, не принимает во внимание гражданские браки и их распад, а также распад гомосексуальных пар, совместно воспитывающих детей.
Развод оказывает сильное влияние на всех членов семьи. Даже дети с высоким уровнем адаптации и развитыми механизмами психологической защиты могут с большим трудом адаптироватся к ситуации развода родителей. При этом большое влияние оказывает на них то, как родители сами справляются с психологическими трудностями, переживаемыми ими в этой ситуации.
Хотя многие дети оказываются способны адаптироваться к ситуации родительского развода, особенно когда родители прилагают усилия для того, чтобы смягчить для них эту ситуацию, примерно каждый пятый случай требует применения более активных социальных или психологических вмешательств (Jaffe, Lemon &
Pois-son, 2003). Во многих случаях развод сопровождается судебными разбирательствами, продолжающимися порой несколько лет. Родители могут вступать в судебные тяжбы и угрожать друг другу, а ребенок при этом становится «заложником» этой ситуации. Подчас после развода родителей ребенок не может полноценно общаться с одним из них.
К этому добавляются социальные стрессы и финансовая нестабильность. При этом поведение многих детей неизбежно нарушается, что, в свою очередь, осложняет их отношения с родителями (Cohen & Finzi-Dottan, 2005). П. Р. Амато и А. А. Бот отмечают, что плохие отношения между разводящимися родителями, осложненные плохими отношениями родителей с ребенком, приводят с выраженному ослаблению родительской любви и привязанности (Amato and Booth, 1996).
Хотя семейная психотерапия способна смягчить переход членов семьи к новым условиям их существования, часто родители не хотят или не могут совместно посещать специалиста. Во многих случаях ситуация развода, приводя к эмоциональным и поведенческим нарушениям у ребенка, требует проведения индивидуальной психотерапии также и с ним.
Если семейная психотерапия не представляется возможной, желательна индивидуальная психотерапия с ребенком в сочетании с проведением психотерапии с одним или обоими родителями (Hodges, 1986). Кроме семейной и индивидуальной вербальной психотерапии, могут быть использованы игровая психотерапия и арт-терапия.
Как правило, самооценка детей, находящихся в ситуации развода родителей, более низкая, чем у детей из семей со стабильными отношениями. Невербальная коммуникация с ребенком в ходе психотерапии с использованием метафор является эффективным средством повышения самооценки детей и мобилизации их внутренних ресурсов.
Для повышения самооценки детей, находящихся в угрожающей семейной ситуации, вместо традиционной техники кинетического рисунка семьи, может быть применена такая ее версия, как кинетический рисунок семьи животных. Она позволяет выразить неосознанный психологический материал и является психологически более безопасной (Jones, 1985).
Нередко вследствие переживания ребенком сильной тревоги в ситуации родительского развода, у него отмечается психический регресс на ранние стадии развития с несформированными объектными отношениями. Ребенок возвращается к такому состоянию, когда он еще не умел отделять себя от объектов привязанности и любви.
Развод оставляет ребенка наедине со сложными чувствами. При этом разделяют два типа переживаний «противоречивой утраты». В первом случае объект привязанности может ощущаться как физически недоступный, но психологически присутствующий рядом. Во втором случае сохраняется ощущение физического присутствия при отсутствии психологического контакта (Boss, 1999).
Для ситуаций развода более характерен первый тип переживаний. Дети более склонны чувствовать психологическое присутствие родителя при его физическом отсутствии. При этом ребенок психологически травмирован, переживает глубокое чувство утраты и находится в психологически «замороженном» состоянии. Его границы в отношениях с родителями нестабильны.
Ситуация развода также влечет за собой нарушение чувства доверия (James, Friedman & Matthews, 2001). Сниженная самооценка, раздражение на родителей, тревога и чувство одиночества переполняют ребенка (Goldenberg & Goldenberg, 2002). В отсутствие внимания ребенок перестает доверять одному или обоим родителям, а также другим авторитетным лицам.
Зоотерапия для детей
Ее еще называют пет-терапия, анималотерапия. Методика основана на контакте ребенка и «братьях наших меньших». Кто лечит лучше, чем дельфин, собака, кошка или лошадь. Они поднимают настроение, помогают побороть застенчивость, тревожность и неуверенность в себе. Зоотерапия подходит для детей, испытывающих трудности в общении, обучении.
Игровая терапия с куклами или игрушками.
Принцип похож на сказкотерапию. Ситуации из жизни переносятся на персонажей и обыгрывается на предметах. Один из самых популярных видов арт-терапии для детей. Многие родители даже не догадываются, что играя со своими крохами, они проводят элементы курса прямо дома. Главное, выстроить правильный подход.
Использование изобразительной продукции в качестве переходного объекта
По мере развития арт-терапевтического процесса, Джей все реже приносил на занятия личные предметы. Это могло быть связано с достижением им благодаря арт-терапии большей уверенности в своих силах и чувства безопасности. Через четыре месяца работы, на одном из занятий, на котором присутствовала Сара, имело место важное изменение в поведении Джея. Он впервые создал изображение персонажа, который может быть ассоциирован с физической конфронтацией его сестры с матерью.
На этом занятии Сара рассказала о случае, когда она вступила в спор с матерью, и спор затем перешел в драку. Когда Сара об этом рассказывала, Джей взял кусок красного пластилина и стал вылепливать персонажа, похожего на одного из тех, которых он рисовал ранее. На этот раз он обнаружил в кабинете коробку с деревянными палочками и стал ломать их на столе ребром ладони.
Когда палочки разламывались, он вонзал их половинки в тело пластилинового персонажа. Затем он оторвал ему руки и вставил половинки палочек в местах отрыва, чтобы затем прилепить руки обратно. При этом, благодаря вставленным палочкам, руки оказались зафиксированными более прочно. Приклеенные заново руки стали более длинными и толстыми и словно тянули тело вниз. На голове персонажа с обеих сторон оказались прилеплены желтые рога.
Джей пытался поставить фигуру, но она требовала дополнительной поддержки. Я показала ему на листы картона. Джей поместил фигуру на картон, а затем проткнул всю фигуру сверху вниз палочкой. Он взял еще пластилина и закрыл им торчащий край деревянной палочки с неровными краями. Закончив укреплять фигуру, Джей выразил удовольствие от созданного образа и попросил сестру дать ему мобильный телефон, чтобы сфотографировать фигуру.
Данное занятие оказалось поворотным в процессе арт-терапии. Джею впервые удалось, не прибегая к переходным объектам, выразить свои чувства, фактически создав модель самого себя. Созданная им из пластилина фигура оказалась пронзенной несколькими деревянными палочками, словно символизирующими переживаемое им чувство боли, которое он смог интериоризовать.
Вместе в родственниками Джея мне удалось в порядке обратной связи передать ему наши впечатления, связанные с наблюдениями за его работой, поощрив его. Мы проявили эмпатию в ответственный момент переживания Джеем удовлетворения от проделанной работы, рассказа про созданный персонаж и создания фотографии, являющейся «зеркалом» его успеха (Cohut, 1971).
История клиента
Джей (имя изменено) – мальчик 12-и лет, направленный на психотерапию участковой службой в связи с признаками депрессии. Успеваемость мальчика снизилась, он перестал общаться со сверстниками и членами семьи и отстранился от участия в школьных мероприятиях. У него также отмечались ночные страхи, из-за которых от просыпался по ночам в слезах.
В момент направления мальчика на арт-терапию, его родители находились в ситуации развода. Джей жил с 46-летним отцом, 26-летней сестрой и 19-летним братом. Его мать проживала в другом месте с новым партнером и не встречалась с Джеем с того времени, как пять месяцев назад ушла из семьи.
Родители Джея состояли в браке 20 лет. Прежде в семье неоднократно были случаи насилия. Родители проявляли в отношении друг друга вербальную и физическую агрессию. Дети часто становились свидетелями споров родителей, а старшая сестра Джея неоднократно конфликтовала с матерью, вступая с ней также в физическую конфронтацию.
Джей посещал еженедельные занятия в течение восьми месяцев. Эпизодически на занятиях присутствовали также его брат Том и сестра Сара (имена изменены). Хотя я старалась привлечь к занятиям и его мать, та уклонялась от консультаций. Большинство занятий проводилось индивидуально с Джеем.
С самого начала арт-терапии Джей проявил склонность к использованию переходных объектов, хотя он стоял на пороге подростковой фазы развития. Его способность переносить на такие объекты чувство злости и впоследствии работать с ними посредством метафор оказалась чрезвычайно важной для успешного лечения.
Представление о переходных объектах в теории винникотта
В процессе нормального развития, в период от 4 до 12 месяцев, ребенок проявляет психологическую зависимость от мягких предметов. Д. Винникотт (Winnicott, 1971) предположил, что на стадии сепарации-индивидуации ребенок начинает впервые осознавать, что некоторые объекты не являются частями его «Я». К таковым можно отнести и переходные объекты.
Такие объекты помогают ребенку снимать возрастающее психологическое напряжение в момент отрыва от матери и способствуют формированию у него большей психологической автономности. Переходными неодушевленными объектами становятся простыня, мягкая игрушка, предметы одежды. Нередко такие объекты обладают сенсорными характеристиками, напоминающими о матери, например, сохраняют ее запах.
Использование переходных объектов облегчает процесс сепара-ции-индивидуации, создает в восприятии ребенка иллюзию присутствия матери в те моменты, когда ее нет рядом. Переходные объекты являются символами объекта первичной привязанности ребенка, каковым является мать. В то же время они не могут заменить мать и ее грудь.
Как уже было сказано, переходные объекты способствуют развитию психологической автономности ребенка. В отличие от матери, переходные объекты могут полностью контролироваться ребенком. В восприятии ребенка такие объекты обладают устойчивостью – сами они не меняются, если ребенок не изменит их (там же).
Поскольку ребенок их всецело контролирует, он может ощущать себя в безопасности, проецируя на переходные объекты свои переживания. Когда ребенок испытывает, например, любовь, он может проявлять об объекте заботу; когда же он чувствует ненависть, он может такой объект сломать. Дети, как правило, перестают пользоваться переходными объектами в возрасте от 2 до 4 лет.
В этот период такие объекты постепенно теряют в глазах детей свою особую значимость, поскольку символические функции перестают быть связанными исключительно с ними. Символическую нагрузку приобретает множество иных объектов, находящихся в пространстве между внутренней и внешней реальностью. Ребенок начинает активно играть, рисовать и фантазировать (там же).
Хотя переходные объекты служат прежде всего для психологической защиты ребенка в период его первичного отделения от матери, они могут вновь приобретать особую значимость на последующих этапах развития, в частности, в подростковом возрасте, когда приходит сожаление об уходящем детстве и начинается переход во взрослое состояние.
Разновидности арт-терапии
Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.
На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:
- Изотерапия.
- Цветотерапия.
- Библиотерапия.
- Данс-терапия.
- Музыкотерапия.
- Терапия с использованием ткани.
- Драматерапия и др.
Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.
Условия проведения психотерапии
Арт-терапия являлась частью лечебной программы, спонсируемой муниципальной структурой Южного Бронкса в Нью-Йорке. Основным объектом помощи в рамках данной программы выступают дети и подростки. Они получают индивидуальные консультации, участвуют в групповой психотерапии, а также могут вместе с родителями проходить семейную психотерапию.
Большинство арт-терапевтичес-ких занятий проводятся на базе амбулаторного центра, в небольших кабинетах, рассчитанных на индивидуальные и семейные консультации. Дети и подростки могут не только участвовать в психотерапевтических занятиях, но и работать в рекреационных группах (группах занятости или досуга), организуемых на базах других учреждений на территории района.
В начале курса каждый ребенок проходит психологическое обследование для того, чтобы психотерапевт получил как можно больше информации о его состоянии и проблемах, имеющихся ресурсах и семейной истории. После обследования разрабатывается арт-те-рапевтическая программа с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Заключение
Развод родителей может травмировать ребенка, приводя к нарушению самооценки и способности ребенка эффективно общаться и выражать свои чувства, связанные с нарушением семейных отношений. Находясь в ситуации родительского развода и не имея возможности общаться с матерью, Джей переживал психологический регресс, на фоне которого у него вновь проявилась склонность к использованию переходных объектов.
Они послужили для него механизмом совладания со сложной ситуацией и позволили сформировать психологическую автономность. На основе использования переходных объектов Джей также смог развить навыки игры и символической коммуникации. Они сыграли очень важную роль при построении психотерапевтических отношений, помогли Джею осуществить переход из среды дома в пространство арт-терапии. Временами личные предметы и изобразительная продукция также помогали Джею переходить из арт-терапевтического пространства в среду дома.
Постепенно потребность Джея в использовании переходных объектов снижалась, и он начал создавать свои оригинальные образы, не навеянные предметами. Благодаря восстановлению доверия в межличностных отношениях, Джей смог воспользоваться переходной средой для того, чтобы развить свои навыки самовыражения и научиться взаимодействовать с продуктами своего творчества (Stronach-Buschel, 1990).
Не следует, однако, переоценивать роль переходных объектов и изобразительной деятельности в работе с детьми, находящимися в ситуации развода родителей. Каждый ребенок переживает данную ситуацию по-своему, и переходные объекты иногда могут либо не применяться, либо не оказывать своего стабилизирующего воздействия.
В то же время описанный случай позволяет обратить особое внимание на потенциальные возможности таких объектов, связанные с переживанием детьми психической травмы и ее преодолением (Kapitan, 2007). Созданные Дже-ем образы и рассказы также могут стимулировать исследование переходных объектов и символов в качестве инструментов коммуникации и копинга в работе с детьми, находящимися в ситуации развода родителей, когда члены семьи через восприятие образов ребенка могут поддерживать его в процессе преодоления травмы.
Арт-терапия помогла Джею восстановить чувство собственного достоинства и ощущение внутренних ресурсов в ситуации, когда его психическая целостность и чувство «Я» оказались под угрозой. Изобразительная и игровая деятельность также помогли ему выразить и осознать свои чувства в атмосфере принятия и понимания со стороны психотерапевта.