Тест по теме Антропогенез

Изменение способа питания

  1. Использование кистей рук

    1. Манипуляциисхватывание, а не
      дотягивание до пищевого объекта

    2. Обработка пищируки зубы (это
      расширило кормовую базу, позволило
      произносить членораздельные звуки
      из-за упрощения ротового аппарата)

    3. Сидениевыпрямление позвоночникадля обработки пищевого объекта нужно
      сесть

  2. Органы чувств

    1. Обоняниеослабевает, исчезает
      ринарий (голая, богатая железами кожа,
      соединяющая верхнюю губу и нос)из-за
      того, что длинный нос мешает манипуляциям
      и ориентации

    2. Зрение

      1. Цветноедля определение зрелости
        плодов

      2. Бинокулярноеисчезновение ринария,
        уплощение лица (височная кость) –
        фронтальное расположение глаз –
        пересечение полей зрениядля
        ориентации и манипуляции

    3. Вкусразвивается (верхняя губа
      подвижная)для определения зрелости
      плодов

    4. Слухспособность воспринимать
      сочетания звуков – уменьшение оволошения
      ушей, потеря подвижности, сложный узор
      раковиныдля коммуникаций между
      собой, для манипуляции

Приспособления к трудовой деятельности

  1. Изменения строения рукирука
    теряет локомоторную функцию и становится
    только манипуляторным органом

    1. Малая длина руки и пальцевпальцы
      становятся короткими и прямыми,
      увеличивается их подвижность и гибкость

    2. Изменение 1-го пальцаон становится
      больше, увеличивается его подушечкаспособность к точному зажиму

    3. Одна из рук становится ведущей

  2. Развитие головного мозгадля
    осуществления орудийной деятельности

    1. Теменно-височные долианализ
      орудия, образ орудия, план действий с
      ним

    2. Прецентральная областьзрение
      кинестетикамелкие манипуляции под
      контролем зрения

    3. Нижние лобные долитормозные
      процессыдля управления орудийной
      деятельностью и речи

Неандертальцы и современные люди – есть ли преемственность?

Какой была историческая судьба неандертальцев – вопрос непростой. Раньше они считались нашими прямыми предками, но уже в те времена многие отмечали чересчур сильные различия видов для такого малого временного промежутка. Наконец, выяснилось, что вероятнее всего неандертальцы вообще появились приблизительно одновременно с первыми кроманьонцами, но произошло это в Европе и Африке соответственно – а значит, нашими предками они не были.

Существует в научных кругах и теории, что в Европе именно неандертальцы эволюционировали в гомо сапиенс, однако она малодоказательна. Против неё говорит также то, что два этих вида долго сосуществовали в Европе, а также палеогенетические исследования. Извлечённые из костей неандертальцев фрагменты ДНК при сопоставлении с ДНК современных людей ясно показывают большую генетическую дистанцию между ними, кроме того, ДНК неандертальцев так же далеко от ДНК современных европейцев, как и, например, от негров – то есть никакой преемственности не прослеживается. Вероятнее всего, гомо сапиенс явились в Европу извне, после чего неандертальцы проиграли им конкуренцию и вымерли.

Предлагаем ознакомиться  Гипноз - методы и техники введения человека в гипнотическое состояние

Как раз ко времени появления неандертальцев в Европе, в Африке складываются люди современного типа, произошедшие от африканских вариантов гейдельбергского человека, называемых: ранние палеоантропы – человек родезийский (Homo rhodesiensis), поздние палеоантропы – человек гельмей (Homo helmei).

В Азии эволюция также протекала своим собственным путём, однако, пока что сложно определить, насколько специфичны азиатские палеоантропы, поскольку для этого недостаёт материала. Известно, что архантропы здесь некоторое время сосуществовали с гомо сапиенс, вымерев на островах Индонезии около 40 тысяч лет назад.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Тема 1. возрастные закономерности роста и развития

Обсуждаемые вопросы:

  1. Проблема определения возраста.
    Хронологический возраст, биологический
    возраст, психологический возраст.
    Основные способы определения
    биологического возраста (склетный,
    зубной, признаки полового созревания,
    соотношение разных показателей) и
    психологического возраста (зрелость
    психических процессов, эмоциональная
    зрелость, личностная зрелость,
    соответствие психического развития
    возрастным нормам, задержки и опережение
    развития, дисгармоничное развитие).

  2. Понятие онтогенеза. Периодизация
    развития человека. Различие
    антропологической и психологической
    периодизации. Критерии антропологической
    периодизации. Основные периоды
    онтогенеза. Темпы и особенности развития
    в разные возрастные периоды.

  3. Типы роста: общий, мозговой, репродуктивный,
    лимфатический. Кривые разных типов
    роста и их соотношения. Особенности
    роста и развития у человека, связанные
    с необходимостью удлинения периода
    детства. Влияние различных факторов
    на темпы роста и развития.

Предлагаем ознакомиться  Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема

Онтогенез– индивидуальное развитие
организма

Периодизация онтогенеза

  • Внутриутробный цикл (пренатальная
    фаза):
    К 4 месяцам дифференцировка
    дает плод человека, который имеет
    сформированные органы. До этого времени
    происходят процессы дифференцировки
    и мы имеем дело с зародышем. Плод растет
    с высокой скоростью. Незадолго до
    рождения рост замедляется из-за
    ограничений размеров матки.

    • Эмбриональный период (0 – 8 недель);

    • Переходный период (8 – 16 недель);

    • Фетальный период (4 – 9 месяцев);

  • Внеутробный цикл (постнатальный):

    • Новорожденность (1 – 10 дней): происходит
      вскармливание не зрелым молоком, а
      молозивом;

    • Грудной возраст (10 дней – 1 год);

    • Раннее детство (1 – 3 года);

    • 1-е детство (4 – 7 лет): к 3 годам имеются
      все молочные зубы и уменьшаются все
      темпы прироста. В 6 – 7 лет иногда
      отмечается полуростовое ускорение
      роста. С 6 лет начинается смена зубов.

    • 2-е детство (8 – 11/12 лет): В начале
      происходит, в конце – начало проявления
      полового созревания;

    • Подростковый возраст (11/12 – 15/16 лет):
      происходят процессы полового созревания;

    • Юношеский возраст (16/17 – 20/21): процессы
      роста и полового созревания, в целом,
      завершаются;

    • 1-й период зрелости (21/22 – 35 лет);

    • 2-й период зрелости (36 – 55/60 лет);

    • Пожилой возраст (56/61 – 74 года);

    • Старческий возраст (75 – 90 лет);

    • Долгожительский возраст (от 90 лет).

Типы роста:

  • Общий тип роста.Характерен для
    скелета и мускулатуры, кровеносной
    системы, органов дыхания, органов
    пищеварения лицевой части головы.


Для общего типа роста характерна кривая
его скорости с падением до начала
пубертатного периода, пубертатным
увеличением скорости, постепенным
замедлением и прекращением по достижению
зрелого возраста.

Замедление развития приматов есть их
важный признак. В подчеркнутом виде он
проявляется у человека. Это создает
возможность отсрочить репродуктивную
деятельности и удлинить процесс обучения
– освоения культуры.

  • Мозговой тип роста.Характерен
    для мозга, мозговой части черепа, глаз.
    В рамках головного мозга созревание
    происходит по градиентам:

    • Направленным от центральной борозды
      к лобной доле и от центральной борозды
      к затылочной и височной долям;

    • В рамках моторной и сенсорной зон
      созревание имеет кранио-каудальный
      градиент;

    • Ассоциативные зоны созревают позже,
      чем сами первичные центры соответствующих
      анализаторов.

  • Репродуктивный тип роста.Характерен для органов размножения и
    связанных с этим морфологических
    свойств – вторичных половых признаков.

    • У девочек процесс проявляется в виде:
      развития молочной железы; появления
      месячных; появление оволошения на
      лобке и в аксиллярной впадине.

    • У мальчиков процесс проявляется в
      виде: мутации голоса; набухания сосков;
      оволошения лобка; роста бороды и волос
      на теле.

  • Лимфатический тип роста.Характерен для органов лимфатической
    системы (тимуса, миндалин, лимфатических
    узлов).

Предлагаем ознакомиться  Вопрос 4. Социализация личности — Студопедия

Хронологический (паспортный) возраст– физическая продолжительность жизни.

Биологический возраст– степень
зрелости организма, его близость к
дефинитивному уровню признаков.

Критерии биологического возраста:

  • Скелетный биологический возраст:оценивается по рентгенограммам кисти
    и дистальной части предплечья. Оценка
    состояния окостенения – по стандартным
    вариантам из атласов.

  • Зубной биологический возраст:Молочные зубы появляются от 0,5 до 2 лет.
    Постоянные зубы появляются от 6 до 13-14
    лет. В этих промежутках времени можно
    подсчитать число прорезавшихся зубов
    и сравнить его с нормативом.

  • Оценка биологического возраста по
    признакам полового созревания:
    Для многих групп населения построены
    таблицы нормальной проявляемости
    различных вариантов половых признаков.

Тема 2. теории расогенеза и факторы расообразования

Обсуждаемые вопросы:

  1. Основные теории расогенеза: моноцентризм,
    полицентризм и сетевидная гипотеза
    расогенеза. Их связь с теориями
    антропогенеза. Расизм, его политические
    корни и антинаучные выводы.

  2. Факторы расообразования: адаптация к
    климатическим условиям, миграции,
    изоляция, метисация, дрейф генов.
    Взаимосвязь факторов расообразования,
    их выраженность в различные исторические
    эпохи. Понятие культурной (этнической)
    и георафической изоляции. Влияние
    экономики, религии и политики на процессы
    расообразования. Особенности процессов
    расообразования в современном обществе.

Факторы расообразования:

  • Солнечное излучение;

  • Влажность;

  • Количество света

  • Количество ветров;

  • Температура воздуха;

  • Миграции:расселения человека
    по земле, за счет чего он попадал в
    разные климатические зоны, обусловливающие
    формирование различных признаков;

  • Изоляция:для формирования расы
    популяция должна определенное время
    находится в репродуктивной изоляции
    от других популяций этого же вида;

  • Метисации:на формирование рас
    (в частности – малых рас) может влиять
    скрещивание с другими расами или даже
    видами людей. На формирование расовых
    признаков современного человека могли
    влиять метисации с палеоантропом и
    архантропом;

  • Дрейф генов:происходит при
    близкородственном скрещивании.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector