Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Теория стигматизации И. Гофмана.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии р. мертона

Дальнейшее свое развитие теория аномии получила в трудах американского социолога, представителя структурного функционализма Р. Мертона. Он, как и Э. Дюркгейм, рассматривает различные формы девиантности как закономерное порождение определенных социальных условий. Центральный тезис теории Р. Мертона заключается в том, что любая социальная структура включает в себя социально одобряемые цели и средства их достижения.

Предлагаем ознакомиться  Частые проявления аутизма у взрослого человека

Нарушение же равновесия между желаемыми целями и средствами их достижения служит основанием для возникновения состояния аномии. Следовательно, девиантность — следствие разбалансиро- вания социальных целей и способов их достижения. Развивая свою теорию, Р. Мергон предлагает типологию способов приспособления (типов поведения) к социальным условиям, при этом основополагающим критерием этой типологии выступает принцип принятия или непринятия целей и средств, предлагаемых обществом (таблица 1).

Так он выделяет: 1) конформизм, заключающийся в принятии законных целей и средств для их достижения; 2) инновацию, смысл которой в утверждении положительных целей, но в отказе от законных способов их достижения; 3) ритуализм — сопровождающийся отказом от целей, их полным забвением или безразличным к ним отношением, с полным принятием существующих средств; 4) эскапистское поведение (ретритизм), проявляющееся в полном отказе как от целей, так и от существующих средств и методов их достижения; 5) мятеж или бунтарско-революционное поведение отрицает существующие цели и средства, но при этом предлагает новые.

Таблица 1. Типы поведения по Р. Мертону

Тип

Социально-одобряемые цели

Социально-одобряемые средства достижения цели

Конформизм

Инновация

Ритуализм

Ретретизм

Бунтарство

(серым цветом выделены типы аномии, определяющие соответствующие формы девиантного поведения).

«Антисоциальное поведение приобретает значительные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей превозносит, фактически превыше всего, определенные символы успеха, общие для населения в целом, в то время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же самого населения».

_Р. Мертон

Теория аномии э. дюркгейма

Основоположником теории аномии стал известный французский социолог Э. Дюркгейм. Термин «аномия» мыслилась им в двух смыслах. Во- первых, состояние аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо полностью отсутствуют.

Предлагаем ознакомиться  Привлечение вменяемых лиц к уголовной ответственности: кто такие вменяемые лица

Во-вторых, состояние аномии может быть применено и к объяснению состояния отдельного человека, в случаях, если он социально дезориентирован и переживает чувство изолированности от общества. В периоды аномии у множества людей стирается граница между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, исчезает представление о возможном и недопустимом. Согласно Э. Дюркгейму, аномия — основная причина девиантного поведения.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector