Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения. консультация по теме

Анализ результатов

Сравнительный анализ данных экспериметальной и контрольной групп выявил, что по большинству показателей агрессивные дошкольники мало отличаются от своих неагрессивных сверстников. Так, уровень развития интеллекта в обеих группах был примерно одинаковым; уровень социального интеллекта в КГ в среднем был несколько выше, чем в ЭГ (соответственно 6 и 6, 9 балла)

, хотя у 60% агрессивных дошкольников был зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект (в КГ-у 65%). Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом были ниже-у 56% был зафиксирован низкий уровень произвольности и только у 12% высокий (в КГ соответственно 38 и 30%). Уровень развития игры в ЭГи КГ был примерно одинаковым — большинство детей в обеих группах находились на средних уровнях — втором и третьем; в то же время среди агрессивных дошкольников было больше детей, не умеющих играть (первый уровень), и меньше тех, кто достиг высшего четвертого уровня развития игры (только 6, 5%;

в КГ таких детей было 31 %). По результатам диагностики самооценки оказалось, что 40 % агрессивных детей имеют заниженную самооценку (в КГ — 16%), однако у 60% самооценка оказалась высокой. Несмотря на незначительные различия в средних показателях самооценки в ЭГи КГ (5, 7 и 6, 1 баллов), выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников.

У детей, не проявляющих агрессивных форм поведения, данный показатель составил 1, 4 балла, в группе агрессивных — 2, 2. Имея достаточно высокую самооценку, эти дети явно сомневаются в положительном отношении к себе со стороны сверстников. Данный факт может свидетельствовать о том, что эти дети более остро переживают свою «недооцененность», непризнанность достоинств со стороны сверстников.

Однако результаты социометрии показали, что эти переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало отличались от других: как и в КГ, среди них были и предпочитаемые, и отвергаемые сверстниками, и даже лидеры. Сравнительный анализ данных показателей свидетельствует о том, что недостаточный уровень развития общего и социального интеллекта, произвольности или игры нельзя рассматривать как основную причину агрессивного поведения.

Несмотря на некоторые различия средних показателей ЭГ и КГ, значительное число агрессивных детей имели высокие результаты по данным характеристикам. Наиболее существенные различия между двумя группами были выявлены в отношении ребенка к сверстникам. При разрешении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках (например, кто-то берет чужую игрушку, или рушит постройку других, или ломает игрушку), на вопрос, что бы испытуемый сделал на месте обиженного ребенка, практически все дети ЭГ давали агрессивные ответы типа:

«Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от них, дети КГ в большинстве случаев давали более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательно, что интерпретируя сюжеты картинок, все дети ЭГ приписывали изображенным персонажам агрессивные намерения:

«Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить». В КГ достаточно часто дети интерпретировали те же сюжеты как бесконфликтные: «Случайно сломали домик, нужно починить», «Он поиграет и вернет», «Они договорятся и пойдут играть вместе». Не менее значимые различия были выявлены в процессе реального взаимодействия детей.

В ситуации «Раскрась картинку» два ребенка должны были использовать как можно больше цветов, что предполагало обмен фломастерами. В этой ситуации агрессивные дети проявляли меньший интерес к работе партнера, ярко отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника (вырывали его рисунок, пытались стукнуть).

Предлагаем ознакомиться  Как расстаться с мужчиной — как и что лучше сказать ему

Они чрезвычайно редко уступали свои фломастеры, в отличие от детей КГ, которые в половине случаев помогали партнеру. Давали свои фломастеры только 10% детей ЭГ, причем этот процесс всегда сопровождался требованием равноценного обмена.В КГ дети достаточно легко и бескорыстно уступали сверстнику. Эти результаты дают основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику.

Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие дети ЭГ в ряде случаев демонстрировали вполне адекватные способы общения, но при этом проявляли незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам).

Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага. В научной литературе неоднократно отмечалось, что агрессивный человек имеет предвзятое мнение о том, что руководит поступками окружающих: он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе [5], [6].

Эта же атрибуция враждебности была зафиксирована у агрессивных детей и в наших экспериментах. Она проявлялась в следующих фактах: в представлениях о своей недооцененности со стороны сверстников; в приписывании другим агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в реальном взаимодействии детей.

Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако оказалось, что в экспериментальной группе дошкольников эти проблемы неоднородны. Как уже отмечалось, для выяснения положения агрессивных детей в группе сверстников было проведено социометрическое обследование во всех участвовавших в эксперименте детских садах.

В результате оказалось, что социальный статус в группе сверстников у агрессивных детей существенно различается — одни из них занимают положение лидеров и предпочитаемых, другие попадают в отверженные. Этот факт, а также существенные индивидуальные различия, полученные при обследовании агрессивных детей, побудили нас осуществить дифференцированный анализ выборки и выделить индивидуальные варианты агрессивности в дошкольном возрасте.

Методики

Для сравнительного анализа были выделены следующие показатели: общий интеллект, который определялся по методике Л.А. Венгера «Схематизация»; социальный интеллект, составляющий когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляемый при решении социальных проблем; уровень развития произвольности (известная методика «Да и нет»); самооценка, которая выявлялась с помощью методики «Лесенка» (детям предлагалось не только оценить себя, но и ответить, как их оценивают сверстники); уровень развития игровой деятельности (определялся по схеме Д.Б.

Эльконина, включающей четыре уровня развития ролевой игры); положение ребенка в группе сверстников (выявляллось с помощью детского варианта социометрии); способ выхода из конфликтных ситуаций (проективная методика «Картинки», в которой дети должны были найти выход из конфликта с позиции обиженного ребенка); детям предлагались четыре картинки с изображением типичных конфликтных ситуаций (группа детей не принимает в игру своего сверстника, один ребенок сломал постройку другого или взял у него игрушку и пр.); предлагалось рассказать, что здесь происходит, и ответить на вопрос:

«Что бы ты сделал на месте этого мальчика (девочки)?»; особенности отношения к сверстнику, которые выявлялись авторской методикой «Раскрась картинку»; в экспериментальной ситуации двум детям предлагалось раскрасить свои картинки (контурные изображения), используя как можно больше цветов. Набор фломастеров был распределен так, что в распоряжении детей были фломастеры разных цветов, что предполагало их взаимообмен. Эта ситуация давала возможность зафиксировать интерес к действиям другого, реакции на его успехи и неудачи и способность к просоциальным действиям.

Педагогическая и возрастная психология

Приводятся данные экспериментального исследования, посвященного проблеме детской агрессивности. Описаны проявления детской агрессии и психологические особенности дошкольников, склонных к агрессивному поведению. На материале сравнительного анализа поведения агрессивных и неагрессивных детей 5-6 лет выявляются особенности умственного, волевого и коммуникативного развития ребенка с повышенной агрессивностью.

Предлагаем ознакомиться  Диагностика уровня профессионального выгорания (В.В. Бойко)

В результате анализа выделяются отличительные особенности агрессивных детей, которые связаны с их отношением к сверстникам, а также индивидуальные варианты детской агрессивности. Ключевые слова: детская агрессивность, группа дошкольников, отношение к сверстнику, индивидуальные варианты агрессивности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос.

Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми [1]. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания [7], [11], модели агрессивного поведения на телеэкране [2], [8] или со стороны сверстников [4], [9], уровень фрустрации [3] и пр.

Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека [10], [12].

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Психологические особенности детей, склонных к агрессии

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками [1]. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей, поскольку в каждом исследовании изучалась какая-либо одна характеристика.

В нашей работе при обследовании агрессивных детей мы стремились выявить по возможности широкий спектр психологических характеристик с тем, чтобы выделить психологические особенности, отличающие агрессивных дошкольников от их обычных сверстников. Контрольную группу (КГ) составили 50 не склонных к агрессивному поведению детей из тех же детских садов.

Феномены детской агрессии

Вначале необходимо было описать феноменологию агрессивного поведения современных дошкольников и выявить детей, склонных к агрессии. Эта задача решалась методом наблюдения. В результате наблюдений за свободным взаимодействием 115 дошкольников пяти-шести лет (пять групп детских садов) были обнаружены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения.

Предлагаем ознакомиться  Бег по утрам: советы, как правильно бегать по утрам

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет») до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрессии — как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети били сверстников кулаком или палкой по голове, кусались и т.п.).

Особой задачей было выявление тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение. Анализ содержания этих ситуаций и переживаний ребенка необходим для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Причинами проявлений агрессивности могут быть: стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит:

«Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену); стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями.

Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдались у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляли значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявлялась в следующем:

  1. высокая частота агрессивных действий — в течение часа наблюдений они демонстрировали не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей было зафиксировано не более одного;
  2. преобладание прямой физической агрессии — если у большинства дошкольников чаще всего наблюдалась вербальная агрессия, то эти дети часто использовали прямое физическое насилие;
  3. наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на причинение физической боли или страданий сверстникам. В соответствии с этими признаками мы выделили группу дошкольников с повышенной агрессивностью, в состав которой вошли 31 человек (20% выборки), среди которых было 23 мальчика и 7 девочек. Эти агрессивные дети и составили экспериментальную группу (ЭГ), которая подверглась разностороннему психологическому обследованию.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector