Самооценка: понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Адекватная и неадекватная

Сложность в разделении этих двух видов заключается в том, что человек всегда считает себя правым в оценке собственных достоинств и недостатков. Уровень адекватности определяется уровнем здравомыслия, способностью оценивать свои поступки и личностные качества.

Важные показатели адекватного самоанализа:

  1. Правильная оценка собственных желаний и возможностей.
  2. Постановка реалистичных осуществимых целей.
  3. Способность критичной оценки самого себя.
  4. Способность предусматривать исход задуманного события.

Нельзя сказать, что для подобных личностей не важно мнение социального общества. В отличие от своих антиподов, адекватная оценка позволяет личности воспринимать стороннее мнение, полагаясь на собственные понятия о добре – зле, вреде — пользе.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Завышенная самооценка

Люди с завышенной самооценкой уверены, что они лучше, умнее и способнее всех, а их поступки самые правильные, что может вовлечь их в сложные жизненные ситуации. Объясняется это просто. Сохраняя высокое самомнение, такие люди игнорируют личные неудачи, не видят, что их причина кроется в них самих, объясняя всё внешними факторами или происками недоброжелателей.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.
Предлагаем ознакомиться  12 советов, которые помогут найти тему для статьи

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Как же помочь своему ребенку в формировании адекватной самооценки?

Формирование самооценки начинается с самого раннего возраста и напрямую зависит от родителей. Младенец еще не ощущает себя кем-то отдельным от мамы, он воспринимает реальность через призму ее взгляда, а так же через мамино самоощущение. Насколько добр этот мир к ним обоим, любят ли маму и ребенка, беседуют ли мама и папа с ним ласково, хвалят за чудесную улыбку или постоянно недовольны его плачем и поведением?

А может, равнодушны и не обращают внимания? Как мама чувствует себя рядом с малышом? В зависимости от этого малыш будут испытывать чувство комфорта и собственной значимости, либо беспокойство и неудовлетворенность происходящим вокруг и в том числе собой. Как мы видим, самооценка закладывается через эмоциональное восприятие: эмоции фиксируются и становятся той базой, на которой будет закладываться самооценка растущего человечка. Не бойтесь перехвалить своё дитя, как растение нуждается во влаге, так и младенец нуждается в любви, ласке и похвале.

Обычно у родителей не возникает особых проблем с малышами, но чем старше ребенок становится, тем он получает больше простора для самостоятельных действий, и тем критичнее начинают относиться к его поступкам родители. И вот уже вместо «Какая чудесная девочка» дочка слышит «Ай-ай-ай, как плохо писать в штанишки!

», вместо «Замечательный малыш» сына отчитывают «Нехорошо лезть в мамину сумку!». Понятно, что мы не можем совсем обходиться без критики. Она является неотъемлемым кирпичиком в фундаменте воспитания. Но старайтесь давать отрицательные оценки не личности ребенка, а его поступкам. Отрицательных оценок не должно быть больше, чем положительных.

Завышенная самооценка, может появиться тогда, когда любые действия подрастающего чада родители оценивают как положительные, они боятся критиковать сына или дочку, оправдывая любую оплошность детской непосредственностью, ранимостью и прочими необъективными причинами. В результате ребенок вырастет уверенным в собственной непогрешимости. Да и как ему научиться адекватно оценивать своё поведение, когда что бы он ни делал, всё одобрено заранее?

Существует и еще одна ловушка. Родители могут отзываться о ребенке только положительно, хвалить и лелеять его, но конфликтовать между собой. Если в семье отсутствует взаимоуважение, родители привыкли обвинять другу друга во всех грехах, ребенок воспринимает это как свою вину. Детям свойственно так называемое мифологическое мышление — когда ребенок думает, что все его мысли и желания могут быть воплощены в реальность и потому считает, что именно его поведение является причиной разлада.

В подростковом возрасте появляется возможность строить самооценку на основе собственных суждений о себе самом. Включается логическое мышление, мнение о себе и своих возможностях подвергается переоценке. В дальнейшем, в течение жизни самооценка может видоизменяться, но первое эмоционально знание о себе остается базовым. Я хороший. Я плохой?

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
Предлагаем ознакомиться  Арт-терапия для школьников методическая разработка по психологии на тему

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится».
К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Проблема неадекватной самооценки

Неадекватную самооценку можно считать рабочей задачей для психотерапевтического вмешательства. Это самая лучшая формулировка, побуждающая к действиям. Когда речь идёт о проблеме, сразу появляется ярко-выраженный негативный оттенок, который может отталкивающе действовать на человека. Проблемы, чаще всего, возможно решить только при помощи специалиста. А когда стоит конкретная задача, тогда и к поставленной цели идти намного проще.

Сделать это можно следующим образом:

  1. Саморазвитие, получение новых знаний, навыков и впечатлений.
  2. Реалистичные комплименты.
  3. Отказ от хвастовства и оправданий.
  4. Умение всегда создать хорошее настроение, регулярная радость, даже по незначительным поводам. Для пониженной самооценки также важно поощрение за любое, даже небольшое действие.
  5. Признание и прощение собственных ошибок.

В моменты, когда человек начинает работать над собой и исправлять свое неадекватную самооценку, важно избавить его окружение от токсичных людей. То есть тех, кто оскорбляет, критикует, унижает, или, наоборот, льстит, подхалимничает, если речь идет о завышенном самомнении. В таких ситуациях желательно отказаться от общения с ними, лучше пусть они изливают свой «яд» подальше от человека, идущего по пути успеха.

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Предлагаем ознакомиться  Как привлечь деньги и удачу в дом: самый сильный заговор

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Стабильная и плавающая

В процессе взросления формируется отношение к самому себе, оценка своих способностей и возможностей. К определённому возрасту каждый человек точно знает, способен ли он стать космонавтом или примой балета. В то же время на самооценку влияет настроение и достигнутые успехи: похвала начальника или проигрыш в соревнованиях может значительно повысить или понизить уровень самооценки.

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Характерные особенности неадекватной самооценки личности

Людей с чрезмерно повышенной или пониженной самооценкой можно практически сразу определить в коллективе. Первые всегда стремятся всем руководить, давать советы, распоряжаться, вторые же, наоборот, стараются держаться в тени, держатся одиночками. Каждую таковую личность с неадекватной самооценкой характеризуют определенные индивидуальные качества:

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

https://www.youtube.com/watch?v=5U-8P5Bq3Co

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector